Медиакарта
4:33 | 21 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Пока мы ещё живы

Пока мы ещё живы
14:35 | 05 декабря 2012

На этот раз «Плутни Скапена» по пьесе Жана Батиста Мольера. И режиссёр-постановщик Михаил Поляков… Ну как, спрашивается, обойтись в этом случае без традиционного экскурса в историю?

На этот раз мы с вами, друзья-читатели, не станем копать слишком уж глубоко и «переноситься» в 1671 год, когда эти самые «Плутни» были впервые представлены почтеннейшей французской публике. Заглянем в наше вчера – в год этак 1998-й, а местом действия будет наш родной Тобольск, более того – любимый наш драматический театр.

В то время ТДТ переживал непростой период, оставшись без художественного руководства. И тогда же свободным оказался Михаил Поляков. Человек с официальными заслугами (Госпремия РСФСР 1991 год) и блестящей режиссёрской репутацией… И он приехал в Тобольск.

Тогда, в том девяносто восьмом, первым спектак­лем Михаила Давыдовича на нашей сцене должен был стать именно «Скапен». Даже труппа обновилась. В частности, во имя работы с Поляковым и ради заглавной роли бросил работу в Тюмени Константин Антипин.

Не вышло… Бескомпромиссный человек и жёсткий режиссёр не сошёлся во взглядах с тогдашней администрацией театра и уехал. Совсем уехал. Не только из Тобольска – из страны. И громогласный Антипин, покатавшись весёлым колоб­ком по стране, вернулся на родину и служит теперь в Тюменской драме… Не поставили в Тобольске «Плутни» – время, видимо, тогда не пришло.

И вот – па-пам-пара-па-па-пам-папам – под звуки знаменитого марша из «Аиды» на сцене появляется Скапен собственной персоной! Создав в ТДТ одиннадцать спектаклей, МихалДавыдыч воплощает свои «мольеровские» планы 14-летней давности.

Насколько он их скорректировал? Не спросил, но спектакль получился вполне «поляковский». Действие предельно сжато, эмоции сконцентрированы настолько, что сценический воздух, кажется, можно резать ножом. Сценография лаконична, но лаконизм сей убеждает всякого, что иначе и не нужно.

Там, на сцене, всего-то четыре бочки да косые, что паруса турецких фелюг, кулисы. И между этих разновеликих бочек водит главный герой, плут-Скапен, бесконечные хороводы своих проделок – от кулисы к кулисе, от паруса к парусу.

История слуги-пройдохи, лихо устраивающего делишки и изящно сводящего счёты с сильными мира того, известна давно. Конечно, просвещённый читатель «Тобольской правды» помнит, как там всё у них происходило, и в спектакле своём режиссёр кардинально фабулу не изменил. Более того, точно выдержал требования жанра (фарс) и сохранил замысел Мольера, сочинявшего «Скапена» в традициях комедии дель арте.

И в спектакле Тобольского театра мы видим двоих комических стариков-скупердяев Арганта и Жеронта (Василий Микульский и Павел Жук). Следим за гипюровым романтизмом отношений двух пар влюблённых – Октава и Гиацинты (Марат Камалеев и Ирина Полыгалова), Леандра и Зербинетты (Алексей Чупин и Татьяна Артемчук). Есть здесь и недотёпистые слуги Сильвестр (Игорь Колдачёв) и Карл (Иван Ручнёв), есть потрясающая воображение и настил сцены кормилица Нерина (Лиана Токарева).

Все они – Маски… Это подчёркнуто и нарочитостью костюмов, и индивидуальным рисунком каждой роли. Подчёркнуто настолько сильными штрихами, что в отдельные моменты действа начинает казаться, что перед тобой – там, на сцене, среди четырёх бочек и парусных кулис, и не люди-артисты… Какие-то невиданные механические куклы, что ли.

И только Скапен… Только ему режиссёр «назначает» быть Человеком. Именно Скапен без видимой причины, кажется, по своей прихоти запускает весь этот безумный карнавал, где весёлой ложью прикрывается всё – и лёгкая любовь, и грешки из прошлого, и сыновье предательство, и родительское упрямство. Скапен, подобно старому часовщику при ратуше, проворачивает ключ, и вот уже забегали малые колёсики, пошатнулся маятник, натянулись цепи и цепочки, застрекотали зубцы… Дон-дон – пробил урочный час, и из потайных оконцев появляются ярко раскрашенные фигуры. Дон-дон – началось.

Но он не «часовщик». И, конечно же, сам активнейшим образом вмешивается в игру, нарушая на ходу самим же собой придуманные правила.

В роли Скапена – Евгений Пономарёв. Когда делался первый «заход» на «Плутни», он подвизался в молодёжной студии «Алые паруса» (помните такую?) и считал себя состоявшимся артистом. За прошедшие годы Евгений получил высшее театральное образование, сыграл на профес­сиональной сцене около 50 ролей, стал лауреатом нескольких фестивалей, снялся в кино… Говорит теперь, что вроде как начинает что-то понимать в сути актёрской профессии.

Скапен всюду и со всеми. И во время финальной картины, когда участники действа впервые оказываются на сцене все вместе, когда пёстро одетая толпа взахлёб обсуждает подробности того, как «он умирает», – плутень-слуга посиживает здесь же рядышком. Скапен с интересом наблюдает за суетой, учинённой им самим… И никто не замечает его… Потому как они живут ненастоящими, масочными страстями. А Скапен – человек.

Но в нужный момент главный герой фарса – ап! – и прямо-таки окунается в ситуацию. И все-все-все хлопочут вокруг, призывая кто к отмщенью, кто к прощенью. И он купается в весёлой неразберихе, а потом… Потом требует поднести его поближе к пиршественному столу. «Пока я ещё не умер!» – бросает он в зрительный зал знаменитую финальную реплику мольеровской пьесы.

Уже более трёх сотен лет звучит со сцены этот призыв. Пока пройдоха ещё не умер… Да и мы покуда ещё живы… Занавес.

Дмитрий КАРАСИЕР

Дмитрий АЛФЁРОВ(фото)