Сельское хозяйство - убыточная отрасль, она субсидируется всегда и везде, это накладывает свой отпечаток, и все к этому давно привыкли. Но когда повышаются цены на то, без чего никак не обойтись при производстве сельхозпродукции - на топливо, энергоносители, удобрения, труд тружеников оценивается кратно ниже. И только удивляешься выдержке, стойкости, силе духа тех, кто работает в нелегкой отрасли, старается любыми путями обходить тупиковые ситуации и держаться, как говорят, на плаву.
Для вас кризис существует? - задаю я первый вопрос директору ООО «Зерноток» Владимиру Васильевичу Старцеву.
Хотелось, чтобы цены менялись хотя бы в соответствии с процентами инфляции. Пусть даже это и не окупило бы наши затраты, но по крайней мере было бы логично. Сегодня на рынке за пшеницу предлагают чуть больше трех рублей за килограмм, а за серые хлеба и того меньше. Раньше ячмень покупали на пятьдесят копеек дешевле пшеницы, а сейчас его цена - 1 рубль 40 копеек. Кто из предпринимателей будет работать себе в убыток?
-
Владимир Васильевич, уже сейчас вновь прогнозируется, что в мире урожай зерновых снова окажется на высоком уровне. Будущий сезон будет неблагоприятным для ячменя. Значит, проблема с реализацией будет острее. А вы для себя какой прогноз делаете?
-
Я владею статистикой и тоже читаю центральною прессу. Осенью цена на зерно будет еще ниже. Не знаю, как после этого выжить крестьянину. Министр сельского хозяйства Елена Скрынник в прошлом году сказала: закупать зерно у крестьян не ниже 6 рублей, а нынче сказала: не выше 4,40. Я ей верю. Что в верхах сказали, так оно и будет.
-
Как выходить из такой ситуации? Что предпринимать?
-
Пересматривать структуру площадей. Сегодня ячмень и рожь не востребованы, хозяйства стремятся эти культуры не сеять или сеять меньше. Каждый руководитель должен быть стратегом и тактиком, отслеживать зерновой рынок, его востребованность в культуре. За последнее время у меня сложилось мнение: кто модернизировал свое производство, инновациями занимался, еще в худшем финансовом состоянии оказался. Но и кто не модернизировал, не может до бесконечности на старой технике работать. Останавливаться на достигнутом нельзя, хотя и средств не хватает. Вот, к примеру, наше хозяйство. Работает на отечественной технике. Трактора ДТ-75 очень старые, но мы их обновляем. Покупаем узлами новые двигатели, задние мосты и выходим из положения. Надо бы комбайн купить, но это пока мечта. Постучу по дереву, но нынче все равно купим МТЗ-82.
-
Владимир Васильевич, где вы покупаете запчасти к технике? Я слышала не раз от механизаторов, что торговля запчастями угасла.
-
Да, казалось бы, магазинов по продаже много, но запчасти в них дорогие, да и полного арсенала нет. Продавцы не знают, на чем остановиться, много импортной техники на полях. Марки машин разные. Даже в г.Тюмени нет официального дилера. Поэтому моему инженеру Павлу Васильевичу очень сложно работать. Приходится выискивать необходимое в Интернете. Нынче гусеницы к трактору ДТ-75 смогли купить только в Челябинске. Ближе - они в два раза дороже. Двигатель на Т-150 приобрели в Миассе. Так что без трудностей - никуда.
-
А когда вам было легче? Можете вспомнить?
-
Трудно вспомнить. Наверное, когда работали без кредитов. Когда возглавил хозяйство. Тогда нам хватало зерна, хватало средств на удобрения и ГСМ. Могли развиваться, технику покупать, хотя бы одну единицу. Жили на свои собственные средства. Сейчас без кредитов хозяйствовать не приходится. Выручает филиал Тюменского Агропромбанка.
-
Владимир Васильевич, так у вас в то время и земли меньше было.
-
Согласен. Мы приросли Б-Крутинскими полями. Неплодородными, истощенными. Который год пытаемся их оживить. Пока отдачи от них нет. Надежды не теряем. С нас за эти земли спрашивает и глава района Валерий Дмитриевич Шалабодов. Работаем с землей постоянно, несмотря на то, что тяжелая по бонитету, как и в ООО «Луч» у Анатолия Ивановича Рейзинга. Механизаторы лучше замечают, что земля сейчас становится другой. Забота о ней сказывается. Мы запахиваем солому и видим от этого пользу. Урожаи стабильные, за 20 центнеров с гектара.
-
Принято говорить: кадры решают все. Как с этим дело обстоит?
-
Все знают, что у нас семейный коллектив возглавляющий и направляющий. Брат Павел Васильевич - инженер. Его жена Тамара Анатольевна агроном и весовщик, и заправщик, и кладовщик, и кадровик. Нынче их сын Максим закончил Тюменскую сельхозакадемию, приедет к нам на практику. Может, станет селянином. Жена моя, Наталья Анатольевна, главный бухгалтер. В свое время окончила техникум советской торговли, потом заочно курсы бухгалтеров. Каждый знает свое дело основательно, то же могу сказать и о механизаторах с большим стажем Николае Михайловиче Артемьеве, Викторе Спиридоновиче Рыжкове, Александре Николаевиче Григорьеве. На них держится село. Мы и молодежь стараемся привлекать. Нынче приняли двух молодых ребят - Евгения Маломыжева и Юрия Коротаева. Правда, оба без стажа и опыта, но доверили им МТЗ-82. Один на прикатывании работал, другой грузил и подвозил минеральные удобрения. Мы всегда рады помочь ребятам.
-
И, конечно, простимулировать.
-
Мы упор ставим на конечный результат. Нам надо добиться качества. По окончании посевной провели традиционный день борозды, обговорили все вопросы, а после выехали на поля давать оценку труду, указывать на огрехи.
-
У вас, видимо, есть дух соперничества. На кого вы равняетесь? С кем советуетесь? Кто вам импонирует из руководителей районного масштаба?
-
Мои люди настоящие патриоты. Речи нет вести разговор о дисциплине. Мы все равняемся на лучших. Не хотим отставать от передовиков. В районе немало заслуженных хлеборобов, достойных специалистов, руководителей. Совет держим с начальником управления развития АПК Александром Викторовичем Робкановым. Мне интересно выслушать мнение Александра Ивановича Федосова, Анатолия Ивановича Рейзинга, Сергея Григорьевича Дмитриева, которые воплощают теоретические знания в реальные результаты.
-
Владимир Васильевич, вы выступаете за ответственных партнеров по бизнесу. С кем вас сегодня устраивают партнерские отношения?
-
У нас давно сложились хорошие партнерские отношения с Тюменским комбинатом хлебопродуктов. Его работники пекут хлеб из нашей пшеницы. В нашем хозяйстве материальная база неплохая. Есть сушилка, хватает хранилищ для зерна, поэтому напрямую работаем с Тюменским комбинатом.
-
В общем, из любого лабиринта выход найдете.
-
Пусть будет высокопарно, но скажу: будущее может быть только в развитии производства.
-
Тогда дальнейших успехов вам!
-
Спасибо.