В минувшие выходные в п. Московский состоялся очередной этап Кубка
России по авиамодельному спорту в классе моделей "воздушного боя" F-2-Д
в рамках 10-й сибирской Икариады.
"Все флаги в гости к нам"
Если бы вы вдруг загорелись желанием побывать на этих соревнованиях, не
зная, где конкретно они проходят, вам бы не составило особого труда
определить место ристалища: назойливое жужжание моторов было слышно
далеко окрест. Впрочем, это для непосвящённых шум двигателей
представляется невообразимой какофонией, для самих же пилотов и
конструкторов он наверняка ласкает слух.
Пригородный посёлок, в последние годы ставший для авиамоделистов
своеобразной Меккой, никогда ранее не принимал такого количества
титулованных спортсменов. На решающий перед чемпионатом Европы этап
Кубка России в Московский приехали 22 экипажа из Москвы и
Санкт-Петербурга, Самарской, Ульяновской, Челябинской и Новосибирской
областей, Пермского края, Ханты-Мансийского автономного округа. В роли
хозяев выступали тюменцы, а также воспитанники Новотарманской СЮТ
(тренер Игорь Лазарев) и авиамодельного кружка п. Московский, много лет
возглавляемого педагогом высшей категории мастером спорта Владимиром
Колмаковым.
Среди соискателей призовых мест были победители чемпионатов мира и
Европы, заслуженные мастера спорта Борис Фаизов из Новосибирска, пермяк
Николай Нечеухин, москвичи Игорь Трифонов и Дмитрий Батраков, а также
несколько мастеров спорта международного класса. Впрочем, громкие
титулы в условиях жёсткой конкуренции не могут служить страховкой от
неудач, напротив - являются для честолюбивых соперников дополнительным
раздражителем. Действительно: кому не хочется бросить вызов, скажем,
"самому" Николаю Нечеухину, за долгие годы выступлений вынудившему
капитулировать немало признанных грандов на международных турнирах. Вот
и в этот раз многие искушённые в боях пилоты были повержены уже в
первых схватках с более молодыми соперниками, стремительно
набирающимися опыта.
...Хозяевам состязаний в этот раз не удалось выступить так, как бы им
хотелось. В общекомандном зачёте победу праздновала сборная
Свердловской области, на последующих местах - команды Московской и
Новосибирской областей. В личном первенстве успешнее других выступили
пермяки Н.Нечеухин и А.Раскин, "серебро" - у А.Беляева и А.Редько
(Санкт-Петербург).
В юношеских состязаниях прогнозируемого успеха добился москвич Андрей
Трифонов, который и завоевал единственную путёвку на чемпионат Европы.
А вот за последующие места развернулась нешуточная борьба сразу между
тремя нашими дуэтами. В итоге удача улыбнулась Павлу Ильичёву из
Новотарманской СЮТ. Чуть-чуть не хватило для того, чтобы войти в тройку
призёров, его товарищу по команде Дмитрию Девяткину: он четвёртый. А
третий результат, к радости местных болельщиков, показал их земляк
Максим Романов.
Силы изначально неравны
Один немаловажный аспект, о коем нельзя умолчать: техника, на которой
выступают наши спортсмены, - и неплохо выступают! - давным-давно
устарела: и физически, и морально. Нетрудно предположить, насколько бы
улучшились результаты, имей тюменцы более совершенные модели.
Получается, стартовые возможности соперников изначально неравны. Надо
ли говорить, кто победит в соперничестве, скажем, "Мерседеса" и
"Запорожца"? Конечно же, иномарка окажется проворнее.
- На той самой технике, на которой сейчас "летают" Максим Романов и
Паша Ильичёв, пять лет назад на чемпионате Европы в Венгрии ещё мой
воспитанник Алексей Черных выступал, - сетует Владимир Колмаков. -
Тогда Лёша произвёл настоящий фурор, завоевав в соревнованиях юношей
бронзовую медаль. Единственную, кстати, на всех. Сегодня ребята делают
почти невозможное, на равных соперничая с авиамоделистами из Москвы и
Санкт-Петербурга, укомплектованными "с иголочки", в соответствии с
последними достижениями технической мысли.
Если кому-то аналогии с "Мерседесом" и "Запорожцем" покажутся не
слишком корректными, можем привести более наглядный пример: скажем, кто
окажется маневреннее в воздушном бою - грузный бомбардировщик или
скоростной истребитель? То-то же. Наши пилоты вынуждены управлять
неповоротливыми, да ещё и склонными к поломкам "бомбардировщиками",
умудряясь на равных противостоять юрким "истребителям".
О самых совершенных инновационных технологиях тюменцы, конечно же,
знают, вот только как их внедрять при их-то бедности?
Оставили за бортом
Тюменские болельщики вправе были рассчитывать на то, что наш земляк
Владимир Колмаков сумее**т-таки завоевать одну из трёх путёвок на
чемпионат мира по авиамодельному спорту, который пройдёт с 23 июля по 1
августа в венгерском городке Дьюла. Предпосылки к тому были: так, на
состоявшемся в конце мая в подмосковном Зеленограде этапе Кубка России,
где собрались сильнейшие авиамоделисты страны, специализирующиеся в
классе "воздушный бой", он выступил довольно успешно, заняв третье
место вслед за двумя заслуженными мастерами спорта - столичным пилотом
Игорем Трифоновым и пермяком Николаем Нечеухиным.
- Согласно действующим правилам, в сборную гарантированно попадают
спортсмены, занявшие по итогам двух квалификационных состязаний первое
и второе места, - говорит Владимир Владимирович. - Определение
кандидатуры третьего участника - исключительная прерогатива тренерского
совета. Разумеется, шансы спортсмена, занявшего в квалификации третье
место, выглядят предпочтительнее, но, как говорится, возможны варианты.
Дабы не искушать судьбу, на последних перед чемпионатом мира стартах,
состоявшихся в Московском, мне нужно было если не побеждать, то хотя бы
быть в призёрах.
"А счастье было так возможно, так близко..." Но то ли удача в этот раз
отвернулась от нашего лидера, а может, не смог он совладать с
волнением, или застарелые травмы дали о себе знать, однако победить в
родных стенах ему не удалось, хотя боролся Колмаков самоотверженно,
каждый раз выходя в центральный круг будто на последний в жизни
поединок. Конечно, обидно наблюдать за уходящим поездом, место в
котором тебе, казалось бы, уже было уготовано. Если исходить из чисто
спортивного принципа, Колмакову путёвка в российскую сборную была
обеспечена. Объективно он - третий среди наших спортсменов,
подтверждением чему служат результаты его успешных выступлений на самых
ответственных турнирах, причём совсем недавних. Так, в октябре прошлого
года Колмаков вошёл в топ-16, завоевав право участвовать в "Матче
сильнейших" по результатам выступлений в течение всего сезона-2009.
Причины невостребованности того или иного спортсмена разные. Не
вписывается в концепцию командной игры, например. Наконец, он может
быть просто антипатичен капризному тренеру. Вспомните конфликт в
футбольной сборной Франции на проходящем в ЮАР чемпионате мира: Анелька
что-то не то сказал главному тренеру Доменеку, в результате ведущий
форвард команды был выставлен за дверь. Чем кончилось это
противостояние амбиций, хорошо известно.
Да, но футбол, хоккей - командные виды спорта, в отличие от
авиамоделизма. Чем же в таком случае объяснить решение тренерского
совета сборной, а точнее, её главного тренера, отдавшего предпочтение
другому? Повторюсь: к предстоящему чемпионату мира Владимир Колмаков
подошёл с лучшими результатами, нежели его конкурент. Бесспорно, тоже
хороший спортсмен, с богатейшим опытом выступлений. Пусть даже
обладающий большим количеством титулов. Но - в прошлом. Что же мешало
ему подтвердить своё безусловное право на поездку в Венгрию?
Колмаков - смог подтвердить. Но вот убедить тренера, что на сегодняшний
день он смог бы принести команде больше пользы, у него не получилось. А
жаль...
Владимир ПОРОТНИКОВ.