Медиакарта
6:25 | 24 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Страсти в небе и на земле

Страсти в небе и на земле
12:08 | 02 июля 2010
Источник: Красное знамя

В минувшие выходные в п. Московский состоялся очередной этап Кубка России по авиамодельному спорту в классе моделей "воздушного боя" F-2-Д в рамках 10-й сибирской Икариады.

"Все флаги в гости к нам"

Если бы вы вдруг загорелись желанием побывать на этих соревнованиях, не зная, где конкретно они проходят, вам бы не составило особого труда определить место ристалища: назойливое жужжание моторов было слышно далеко окрест. Впрочем, это для непосвящённых шум двигателей представляется невообразимой какофонией, для самих же пилотов и конструкторов он наверняка ласкает слух.

Пригородный посёлок, в последние годы ставший для авиамоделистов своеобразной Меккой, никогда ранее не принимал такого количества титулованных спортсменов. На решающий перед чемпионатом Европы этап Кубка России в Московский приехали 22 экипажа из Москвы и Санкт-Петербурга, Самарской, Ульяновской, Челябинской и Новосибирской областей, Пермского края, Ханты-Мансийского автономного округа. В роли хозяев выступали тюменцы, а также воспитанники Новотарманской СЮТ (тренер Игорь Лазарев) и авиамодельного кружка п. Московский, много лет возглавляемого педагогом высшей категории мастером спорта Владимиром Колмаковым.

Среди соискателей призовых мест были победители чемпионатов мира и Европы, заслуженные мастера спорта Борис Фаизов из Новосибирска, пермяк Николай Нечеухин, москвичи Игорь Трифонов и Дмитрий Батраков, а также несколько мастеров спорта международного класса. Впрочем, громкие титулы в условиях жёсткой конкуренции не могут служить страховкой от неудач, напротив - являются для честолюбивых соперников дополнительным раздражителем. Действительно: кому не хочется бросить вызов, скажем, "самому" Николаю Нечеухину, за долгие годы выступлений вынудившему капитулировать немало признанных грандов на международных турнирах. Вот и в этот раз многие искушённые в боях пилоты были повержены уже в первых схватках с более молодыми соперниками, стремительно набирающимися опыта.

...Хозяевам состязаний в этот раз не удалось выступить так, как бы им хотелось. В общекомандном зачёте победу праздновала сборная Свердловской области, на последующих местах - команды Московской и Новосибирской областей. В личном первенстве успешнее других выступили пермяки Н.Нечеухин и А.Раскин, "серебро" - у А.Беляева и А.Редько (Санкт-Петербург).

В юношеских состязаниях прогнозируемого успеха добился москвич Андрей Трифонов, который и завоевал единственную путёвку на чемпионат Европы. А вот за последующие места развернулась нешуточная борьба сразу между тремя нашими дуэтами. В итоге удача улыбнулась Павлу Ильичёву из Новотарманской СЮТ. Чуть-чуть не хватило для того, чтобы войти в тройку призёров, его товарищу по команде Дмитрию Девяткину: он четвёртый. А третий результат, к радости местных болельщиков, показал их земляк Максим Романов.

Силы изначально неравны

Один немаловажный аспект, о коем нельзя умолчать: техника, на которой выступают наши спортсмены, - и неплохо выступают! - давным-давно устарела: и физически, и морально. Нетрудно предположить, насколько бы улучшились результаты, имей тюменцы более совершенные модели. Получается, стартовые возможности соперников изначально неравны. Надо ли говорить, кто победит в соперничестве, скажем, "Мерседеса" и "Запорожца"? Конечно же, иномарка окажется проворнее.

  • На той самой технике, на которой сейчас "летают" Максим Романов и Паша Ильичёв, пять лет назад на чемпионате Европы в Венгрии ещё мой воспитанник Алексей Черных выступал, - сетует Владимир Колмаков. - Тогда Лёша произвёл настоящий фурор, завоевав в соревнованиях юношей бронзовую медаль. Единственную, кстати, на всех. Сегодня ребята делают почти невозможное, на равных соперничая с авиамоделистами из Москвы и Санкт-Петербурга, укомплектованными "с иголочки", в соответствии с последними достижениями технической мысли.

Если кому-то аналогии с "Мерседесом" и "Запорожцем" покажутся не слишком корректными, можем привести более наглядный пример: скажем, кто окажется маневреннее в воздушном бою - грузный бомбардировщик или скоростной истребитель? То-то же. Наши пилоты вынуждены управлять неповоротливыми, да ещё и склонными к поломкам "бомбардировщиками", умудряясь на равных противостоять юрким "истребителям".

О самых совершенных инновационных технологиях тюменцы, конечно же, знают, вот только как их внедрять при их-то бедности?

Оставили за бортом

Тюменские болельщики вправе были рассчитывать на то, что наш земляк Владимир Колмаков сумее**т-таки завоевать одну из трёх путёвок на чемпионат мира по авиамодельному спорту, который пройдёт с 23 июля по 1 августа в венгерском городке Дьюла. Предпосылки к тому были: так, на состоявшемся в конце мая в подмосковном Зеленограде этапе Кубка России, где собрались сильнейшие авиамоделисты страны, специализирующиеся в классе "воздушный бой", он выступил довольно успешно, заняв третье место вслед за двумя заслуженными мастерами спорта - столичным пилотом Игорем Трифоновым и пермяком Николаем Нечеухиным.

  • Согласно действующим правилам, в сборную гарантированно попадают спортсмены, занявшие по итогам двух квалификационных состязаний первое и второе места, - говорит Владимир Владимирович. - Определение кандидатуры третьего участника - исключительная прерогатива тренерского совета. Разумеется, шансы спортсмена, занявшего в квалификации третье место, выглядят предпочтительнее, но, как говорится, возможны варианты. Дабы не искушать судьбу, на последних перед чемпионатом мира стартах, состоявшихся в Московском, мне нужно было если не побеждать, то хотя бы быть в призёрах.

"А счастье было так возможно, так близко..." Но то ли удача в этот раз отвернулась от нашего лидера, а может, не смог он совладать с волнением, или застарелые травмы дали о себе знать, однако победить в родных стенах ему не удалось, хотя боролся Колмаков самоотверженно, каждый раз выходя в центральный круг будто на последний в жизни поединок. Конечно, обидно наблюдать за уходящим поездом, место в котором тебе, казалось бы, уже было уготовано. Если исходить из чисто спортивного принципа, Колмакову путёвка в российскую сборную была обеспечена. Объективно он - третий среди наших спортсменов, подтверждением чему служат результаты его успешных выступлений на самых ответственных турнирах, причём совсем недавних. Так, в октябре прошлого года Колмаков вошёл в топ-16, завоевав право участвовать в "Матче сильнейших" по результатам выступлений в течение всего сезона-2009.

Причины невостребованности того или иного спортсмена разные. Не вписывается в концепцию командной игры, например. Наконец, он может быть просто антипатичен капризному тренеру. Вспомните конфликт в футбольной сборной Франции на проходящем в ЮАР чемпионате мира: Анелька что-то не то сказал главному тренеру Доменеку, в результате ведущий форвард команды был выставлен за дверь. Чем кончилось это противостояние амбиций, хорошо известно.

Да, но футбол, хоккей - командные виды спорта, в отличие от авиамоделизма. Чем же в таком случае объяснить решение тренерского совета сборной, а точнее, её главного тренера, отдавшего предпочтение другому? Повторюсь: к предстоящему чемпионату мира Владимир Колмаков подошёл с лучшими результатами, нежели его конкурент. Бесспорно, тоже хороший спортсмен, с богатейшим опытом выступлений. Пусть даже обладающий большим количеством титулов. Но - в прошлом. Что же мешало ему подтвердить своё безусловное право на поездку в Венгрию?

Колмаков - смог подтвердить. Но вот убедить тренера, что на сегодняшний день он смог бы принести команде больше пользы, у него не получилось. А жаль...

Владимир ПОРОТНИКОВ.