Больше шести месяцев тюменские леса держали жителей области в напряжении: в этом году пожароопасный период длился 204 дня.
Хотя не в лесах, конечно, дело, а в отдельно взятых людях. По словам директора областного департамента лесного комплекса Дениса Мамонтова, среди причин ландшафтных пожаров по-прежнему лидирует человеческий фактор. Ничего нового: все те же окурки, костры, мусор, неправильная эксплуатация транспорта, пал травы…
Случалось, конечно, что возгорание происходило из-за так называемых сухих гроз – когда молния ударяла в дерево. Однако грозы, прогремевшие этой весной и летом, можно сосчитать по пальцам. А на водителей, которые проносятся по трассам, выкидывая из окон автомобилей на обочины тлеющие бычки, никакого счета уже не хватает.
От того еще обиднее, что за все двести с лишних горячей дней, во время которых зафиксировано 680 пожаров, возбуждено только три уголовных дела по 261-й статье УК РФ – «уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности». Материалы одного из них уже направлены в суд. Два других случая еще расследуются.
Об этом говорили в понедельник на областном межведомственном совещании «Об итогах пожароопасного сезона 2012 года и задачах по подготовке к пожароопасному сезону 2013 года». Специалисты, имеющие прямое отношение к теме, собрались в актовом зале лесотехнического техникума.
– Огромная просьба ко всем присутствующим – повторить ту работу, которая была проделана в этом году. А если получится, сделать ее еще лучше, – обратился к залу заместитель губернатора Вадим Шумков.
По мнению профессионалов, работа, действительно, проделана немалая. Во внимание был принят опыт, полученный жарким летом 2011 года. Так что разрабатывать план на пожароопасный период 2012-го начали еще в январе, а в феврале были утверждены мероприятия по профилактике природных пожаров и их устранению. И первый в году пожар, который случился 10 апреля в Тюменском лесничестве, встретили во всеоружии.
– Кстати, апрель был одним из самых сложных месяцев, – отметил Денис Мамонтов. – За это время произошло 32% процента всех пожаров.
Никакой мистики – все до банального просто. Как раз в апреле фермеры начинают избавляться от уже успевшей немного подсохнуть на весеннем солнышке прошлогодней травы. Это при том, что в нашей области строго-настрого запрещен сельскохозяйственный пал.
– Работники крупных сельхозугодий (таких на территории области 228 – М.С.) знают об этом запрете и соблюдают порядок, – рассказал заместитель директора областного департамента агропромышленного комплекса Леонид Бакшеев. – Совсем другое дело – никому официально не принадлежащие участки земли, на которых кто-то, конечно, что-то выращивает, но выяснить – кто именно, практически невозможно.
Хотя как постараться. Леонид Бакшеев уверен, что этой информацией наверняка располагают главы сельских администраций. В конце концов, в поселках все друг друга знают, хозяйничать на каком бы то ни было поле в секрете от остальных вряд ли удастся. Однако на поверку так и выходит: никто ничего не знает, не видел, не слышал…
– Работать надо оперативнее! – сказала начальник отдела областной прокуратуры по надзору за соблюдением федерального законодательства Ольга Загвязинская. – А то материалы проверки могут оформляться неделями. За это время все горячие следы остывают. И никого уже, конечно, не вычислить.
Поэтому и число приговоров по сравнению с количеством пожаров – ничтожное. Такими темпами, уверена Ольга Загвязинская, сформировать у людей чувство неотвратимости наказания просто невозможно. Так что прокурорские работники в силу их полномочий стараются наверстать упущенное, чтобы воспитать в людях законопослушное поведение.
– Наши сотрудники возбуждают административные дела не только по факту, но и с профилактической целью, – говорит Ольга Анатольевна. – Например, за несанкционированную свалку отходов в лесах, за отсутствие в муниципальных образованиях средств оповещения об опасности: набатов, сирен…
Какие-то нарушения и недочеты устраняются сразу же, а к некоторым ответственным лицам приходится наведываться не по разу – с напоминаниями.
– Случаются недоразумения и непосредственно во время тушения пожара, – продолжила Ольга Загвязинская. – Неплохо бы было всем службам, которые принимают участие в ликвидации ландшафтных пожаров, организовать совместные учения. Я не помню, когда последний раз подобные проводились. У нас нет отработанного сценария, не хватает слаженности действий…
Вопрос - болезненный. Может быть, поэтому вызвал бурную реакцию в зале.
– В этом году к тушению ландшафтных пожаров были готовы 6480 человек – в полтора раза больше, чем в 2011-м, – рассказал заместитель начальника ГУ МЧС России по Тюменской области Виктор Теряев. – Это сотрудники пожарной охраны, специалисты тюменской базы авиационной и наземной охраны лесов, лесничие, добровольцы… Однако были случаи, когда пожар недооценивался, и на его тушение направлялось меньшее число людей, чем требовалось.
По мнению Виктора Теряева, именно поэтому многие пожары затягивались на несколько суток. В результате, приходилось собирать еще больше сил, чем было необходимо изначально.
– Если бы пожарная охрана приезжала пораньше, было бы куда проще и быстрее справиться с огнем! – раздалась реплика из зала. Судя по всему, от представителя лесного комплекса.
– А так приходится считать, сколько еще километров остается до жилых построек, но ведь когда огонь к ним подбирается, бывает совсем поздно!
Пожарные, и правда, выезжают на тушение ландшафтных пожаров только в том случае, когда огонь подбирается к жилым домам ближе, чем на пять километров. До этого момента вся ответственность лежит на лесничих и работниках авиабазы.
– Вообще-то, тушение природных пожаров – это не наша прерогатива, – заметил Виктор Владимирович. – Но мы же все равно помогаем.
С переменным успехом, проворчал кто-то из зала. Пожарные не научены тушить природный пожар – к нему нужен особый подход.
– Вот именно поэтому к приезду пожарных на месте уже должен быть ответственный за тушение – из лесничих. Он и будет направлять и показывать, как надо, – парировал Теряев.
А из зала ответили, что лесничему за всеми не уследить – и за добровольцами, и за пожарными…
– Ладно, оставим эту дискуссию на потом, – сказал Денис Мамонтов. – Она не в рамках нашей встречи. Однако некоторая проблема, действительно, существует. И я думаю, что департаменту лесного комплекса и управлению МЧС нужно совместно выйти на правительство области с вопросом о том, чтобы в учебном центре МЧС готовили, в том числе, и специалистов по тушению ландшафтных пожаров.
Но это в будущем, а пока придется плясать, как говорится, от того, что есть. Декабрь – наверное, последний месяц, когда специалистам по лесу не снятся сны о пожарах. Еще немного, и пора будет готовиться к новому хлопотному сезону.