Когда впервые заговорили о СПИДе, казалось, что эта страшная болезнь до нашей глубинки не дойдёт. Однако сегодня от ВИЧ не застрахован никто, и ситуация с каждым годом становится всё более угрожающей. По последним данным, именно в УрФО самое большое количество инфицированных. Тюменская область находится на третьем месте из шести регионов.
В Голышмановском районе, по словам заместителя главного врача Л.П. Грицаевой, по-прежнему лидирует половой путь заражения ВИЧ-инфекцией. За прошедший год было выявлено пять заболевших, все женщины. В этом году выявлено семь человек, среди них – четыре женщины. Все ВИЧ-инфицированные — в возрасте от 20 до 30 лет.
– Для сдачи крови на ВИЧ обязательно добровольное согласие человека, – рассказывает Лидия Петровна. – В прошлом году одного выявили по донорству. Второй случай — контакт. Женщина какое-то время жила в гражданском браке с больным ВИЧ, знала об этом, регулярно обследовалась, но, увы, не побереглась. Одной будущей маме поставили диагноз при постановке на учёт по беременности. Ещё двух женщин выявили, когда они обратились с жалобами на плохое самочувствие. По симптомам доктор заподозрил ВИЧ и направил на анализ крови. В этом году таким же образом диагноз установлен двум пациентам. Ещё у двоих вирус обнаружили при прохождении медицинского осмотра. Вернулся парень после армейской службы, крепкий, симпатичный, решил служить по контракту, делать военную карьеру. Прошёл осмотр у всех врачей, прибежал, довольный, в наш, последний кабинет, поставить печать... Узнав о результатах анализов, просто разрыдался. Вся жизнь теперь перечёркнута. Обязательно обследуем на ВИЧ пациентов венеролога, в этом году один случай ВИЧ-инфекции диагностировали, вдобавок к венерическому заболеванию. Сдают анализ крови на ВИЧ заключённые под стражу, в этом году выявили одного инфицированного.
Особая тема – дети, рождённые от инфицированных матерей. В прошлом году было трое родов, в этом году двое. Как отметила Л.П. Грицаева, многие решаются родить второго ребёнка, идут на осознанный риск. Конечно, медики проводят трёхэтапную химиопрофилактику, которая призвана защитить малыша от проникновения вируса в его организм, но ситуации в родах могут быть непредсказуемые, и до достижения ребёнком возраста полутора лет нельзя установить, инфицирован он или опасность миновала. Малыш находится под постоянным наблюдением. В Тюменской области от ВИЧ-положительных матерей родилось более 2300 детей. Диагноз ВИЧ-инфекция поставлен 123 из них, 19 детям — в этом году. Продолжительность жизни без лечения зависит от пути инфицирования ребёнка, в среднем составляет 6-10 лет. Если ребёнок инфицирован после родов, родители несколько лет могут не видеть симптомов инфекции.
В Голышмановском районе 24 ребёнка рождены от инфицированных матерей, самому старшему — семь лет.
– К счастью, диагноз ВИЧ не установлен ни одному из них, – рассказывает Л.П. Грицаева. – Четырёх детей сняли с учёта в прошлом году, ещё столько же в нынешнем. Одного малыша сняли с учёта только в возрасте два с половиной года, на протяжении этого времени сохранялись сомнительные результаты. Вместе с матерями радуюсь,что детишки здоровы.
Мы все уже знаем, что заразиться ВИЧ в быту мала вероятность. Но врачи областного Центра по профилактике и борьбе со СПИДом рассказывают случай, когда сын заразил отца и мать через обычную зубную щётку, которой пользовались все. Крошечной ранки в десне оказалось достаточно.
ВИЧ разрушает иммунную систему постепенно. Есть примеры, когда с этим заболеванием живут 20 лет и больше. В Голышмановском районе за два последних года умерли семь ВИЧ-инфицированных, все мужчины, причём двое из них отказались от антиретровирусной терапии.
– Для меня это вообще непонятно, – делится Л.П. Грицаева. – Мы рассылаем письма с приглашением явиться на диспансерный осмотр – не приходят, выезжаем по адресам – меняют место жительства. Не отвечают на звонки. Если, к примеру, человек заболеет, думать будет, то ли это обычная простуда, то ли от ВИЧ стал иммунитет угасать. Не лучше ли прийти на приём, разобраться в ситуации, сдать кровь. Отправим анализ в Тюмень, он покажет состояние иммунной системы. Тогда назначим лечение. У меня был случай: пришёл на приём гражданин, который не показывался десять лет. Температура 39. Спрашиваю, письма наши получал? Получал и выбрасывал. Почему не являлся на приём? А чего, спрашивает, к вам ходить? Сдал кровь, иммунограмма критическая. Согласовали лечение. Потом снова является, интересуюсь, таблетки принимаешь? Нет, говорит, их очень много, у меня болит желудок. Объясняю, что последний шанс – вот эти коробочки с противовирусными препаратами – другого пути нет. Из 74 ВИЧ-инфицированных у нас 11 находятся на противовирусном лечении. Назначаем его только по показаниям. Человек приходит на осмотр раз в полгода, сдаёт анализы, если всё в норме, даём общие рекомендации.
Почему растёт число заболевших? Каждый уверен, уж кого-кого, но меня проблема эта не коснётся. Но уповать на свою исключительность не стоит. По-прежнему защита от ВИЧ – собственное благоразумие и осмотрительность.