Более трёх лет продолжалась работа над Федеральным законопроектом «Об образовании в РФ». До конца года документ пройдёт завершающее третье чтение, и с 1 января 2013 года новые поправки в главном законе системы отечественного образования окончательно вступят в свои права. Сегодня мы предварительно подытожим, какие нововведения ждут тобольских школьников, студентов и педагогов, а заодно выясним, что они думают о законопроекте в целом.
17 октября 2012 года Государственная Дума в первом чтении приняла проект Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». За эти два месяца на просторах Интернета и в средствах массовой информации одними он был жёстко раскритикован, а у других снискал горячую поддержку. Однако мало кто знает, даже из числа представителей тобольской системы образования и тем более среди учеников и родителей, какие новые постулаты он трактует и что же ждёт россиян после его принятия.
Всего по итогам первого чтения в основной закон было внесено не менее 600 поправок. Мы постарались перевести нововведения на доступный язык, выделив самые значимые из них. Все желающие могут также ознакомиться с законопроектом на сайте Министерства образования и науки РФ.
Доступность
образования
Согласно новому закону образование на всех уровнях, от дошкольного до высшего, остаётся бесплатным. Как и прежде, при поступлении в вуз на конкурсной основе можно будет попасть в число «бюджетников». Второе высшее образование остаётся платным.
Бюджетное финансирование получат также студенты, обучающиеся в негосударственных образовательных учреждениях.
Документ однозначно говорит о том, что платные образовательные услуги не могут заменять обучение, которое финансируется из бюджета. В противном случае образовательная организация обязана вернуть все деньги ученику или его родителям.
Будет также обеспечена общедоступность и бесплатность среднего профессионального образования и гарантировано безвозмездное получение на конкурсной основе третьего уровня высшего образования (сейчас это послевузовское профессиональное образование).
Новый закон сохраняет право на поступление в вузы без вступительных экзаменов для победителей и призёров Всероссийской олимпиады школьников, членов сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам, а также чемпионов и призеров Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдолимпийских игр (по направлениям подготовки (специальностям) в области физической культуры и спорта).
При этом система льгот и преимуществ, предоставляемых при приёме в высшие учебные заведения, будет упорядочена. Главная цель – обеспечить равные возможности для поступления всем абитуриентам. В частности, в новом законе предусмотрена замена права на поступление вне конкурса следующими формами государственной поддержки:
– приём в пределах установленной квоты при условии успешного прохождения вступительных испытаний;
– обучение за счёт средств бюджета на подготовительном отделении.
К студентам-льготникам теперь относятся:
Дети-инвалиды и инвалиды I и II групп. Они будут иметь право на все перечисленные выше формы поддержки.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Они получат право на обучение на подготовительных отделениях государственных вузов или преимущественное право зачисления.
Другие категории граждан, которым в настоящее время федеральными законами предоставлены льготы (преимущества) при приёме в вузы.
Права, прописанные в новом законе:
На поддержку различных форм получения образования, включая самообразование и семейное образование.
На получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в рамках возможностей, предоставляемых системой образования.
Право каждого на защиту его законных интересов, прав и свобод в образовании, включая судебную защиту.
Дошкольное
образование
Новый закон включает дошкольное образование в систему общего образования в качестве отдельного уровня, чего раньше никогда не было.
Дошкольное образование можно будет получить без очереди, в различных формах: в детском саду, дошкольных группах при школах, на дому, а само оно обеспечит равный уровень подготовки детей перед поступлением в школу.
Новые формы
обучения
В законодательстве впервые закреплено право на дистанционное, электронное, сетевое и семейное обучение. Студенты и школьники теперь смогут выбирать учебные курсы, причём не только в своём образовательном учреждении, но и за его пределами.
В законе учтены особенности получения образования для детей с ограниченными возможностями, образования в сфере культуры и искусства и т. п.
Студенты смогут заниматься научной деятельностью под руководством научных работников. У них появится возможность прохождения практики на предприятиях реального сектора экономики, ведения преподавательской деятельности специалистами предприятий-работодателей.
Среднее профессиональное образование станет общедоступным, а начальное профессиональное образование повысит свой уровень за счёт включения в систему среднего профессионального образования в качестве первого уровня – подготовки квалифицированных рабочих (служащих).
Родители, работодатели и учащиеся получат больше возможностей для влияния на образовательный процесс и его организацию за счет расширения полномочий общественных советов.
О статусе
педагогов
В новом законопроекте государство впервые признаёт особый статус педагогических работников. Он гарантирует право учителей и преподавателей на повышение квалификации и профессиональную переподготовку за счёт работодателя, прохождение аттестации на присвоение квалификационной категории, а также детально прописывает меры их социальной поддержки.
Кроме того, школьные учителя должны будут получать зарплату не меньше средней по экономике региона.