Запланированный на декабрь День депутата в городской Думе решили посвятить проблемам транспортного обеспечения.
Инициатором «узкой специализации» выступила постоянная комиссия по экономической политике. В течение года вопросы, посвященные развитию транспортной инфраструктуры Тюмени, не раз включались в повестки дня ее заседаний. Но одно дело – рассматривать проблемы в цифрах и на бумаге, а другое – увидеть все своими глазами.
Некоторые из депутатов для чистоты эксперимента даже приехали на точку сбора – в ПАТП N 1, не на машинах с водителем, а на обычном рейсовом автобусе. Впрочем, «козыри», которые у них появились за время утренней поездки по городским маршрутам, они выложили не сразу, приберегли, подождали, когда эмоции, полученные в давке в утренние часы пик, немного остынут.
В девять утра гостей ПАТП встретил его директор Александр Пискулин. Экскурсию по цехам предприятия он начал издалека – с истории. Ведь городское автобусное сообщение в Тюмени насчитывает более 80 лет. Вначале роль рейсовых автобусов выполняли переделанные грузовики, и только в конце 30-х годов тюменцы увидели на улицах первые настоящие автобусы. Тогда они выполняли только два маршрута – от железнодорожного вокзала и от речпорта. Через два десятка лет, в послевоенные годы, на линиях работало уже около сотни автобусов по десяти маршрутам. Тогда же понадобилось искать для их отстоя и ремонта новую базу, старая – на улице Ялуторовской, не справлялась – «хвост» машин вытягивался ночью вдоль улицы Герцена. Автотранспортное предприятие решили переместить в район завода «Электрон», здесь нашлись свободные земли.
Правда, вспоминают старожилы предприятия, в 50-х годах на перекрестке улиц Республики и Воровского был не просто пустырь, а болото, которое и до сих пор дает себя знать…
– Сейчас наше предприятие занимает площадь около пяти гектаров. В ПАТП-1 работают 238 водителей, 140 ремонтных рабочих и 70 инженеров. На линию ежедневно выходят 116 своих автобусов, 78 машин субподрядчиков и 28 автобусов малой вместимости М-2, – сообщил Александр Пискулин.
В это время депутаты подошли к смотровой яме. И заинтересовались тем, как проводится контроль за техническим состоянием автобуса перед выходом на линию.
Пискулин подробно отвечал на все вопросы.
От пункта техконтроля перешли к медицинскому. Раньше помещения, где проводились медосмотры и даже лечение персонала, занимали два этажа, сказал директор. Теперь для этих целей остались только несколько комнат на первом этаже.
– А медосмотр у вас проходят все водители или только «парковские»? – спросил депутат Юрий Баранчук.
– Врачи проводят внешний осмотр, берут пробы на алкотестере, измеряют давление, – рассказывал Александр Пискулин. – Если давление повышенное (а такое случается, средний возраст наших водителей – за 40 лет), отправляем лечиться в поликлинику. Бывает, что летом по два-три таких водителя снимаем в смену.
– А почему не идут молодые? – задавали вопросы депутаты. – Зарплата не устраивает?
– Заплата водителей у нас сейчас около 29 тысяч рублей, – сообщил Пискулин. – Но работа сложная: вставать в пять утра, потом – десять часов отработать на линии. Еще два часа многим надо на то, чтобы добраться домой. Такой ритм выдерживают не все.
Поинтересовались депутаты и наличием тахографов на предприятии – оборудования, которое контролирует режим труда и отдыха водителей.
– Минтранс обязал обеспечить общественный транспорт тахографами до 1 января. И мы эти обязательства выполним. На 112 парковых машинах такие приборы установлены. Обучили и своего специалиста, который выполняет монтаж этих технических приспособлений, – ответил директор ПАТП. – Деньги вложили немалые. А в Минтрансе уже готовится новый документ, который может сделать эти затраты бесполезными. Да и зачем тахометры на городском транспорте, когда есть расписание и ГЛОНАСС?
Следующим пунктом посещения стала диспетчерская. Здесь депутаты сами смогли убедиться в том, как работает система ГЛОНАСС и как отслеживается движение автобусов на линии.
– А можно связаться с водителем по голосовой связи? Например, с тем, который проходил предрейсовый техосмотр, когда мы сюда приехали? – спросил Баранчук.
На его вопрос тут же среагировала диспетчер:
– 112-й, 112-й, как слышите меня? – набрала Алевтина Рощупкина одного из водителей.
В динамике послышалось шипение… Сеанс связи не удался. «Да, сбои бывают», – с сожалением сказала Алевтина Анатольевна.
– А для чего вообще нужна вся эта система? – спросил Дмитрий Еремеев, председатель городской Думы.
– Во-первых, мы отслеживаем ситуацию в целом по городу и можем посоветовать водителю, как лучше действовать на конкретном участке дороги, – рассказывала старший диспетчер. – А во-вторых, в конце дня можем подвести статистику – сколько рейсов выполнено, сколько сорвано, сколько двигалось вне расписания…
– Мы отчитываемся перед «Тюменьгортрансом» об исполнении своих обязательств, – добавил Пискулин. – Согласно договору у нас должно быть не менее 90% выполненных рейсов. И в эти рамки мы укладываемся.
– Если есть отклонения от графика, то, в основном, по какой причине? – попросил уточнить Еремеев. – И каков интервал отставания, например, на данный момент?
Диспетчер запросил у системы общий отчет. Статистика выдала: всего в городе на маршрутах работают 869 единиц общественного транспорта. Вовремя не пришли на контрольные точки 269. Средний интервал отставания – 11 минут. Основная причина – пробки.
– Бывают ли срывы рейсов, связанные с недисциплинированностью водителей, особенно субподрядчиков? – продолжал «копать» Еремеев.
Пискулин объяснил, что на предприятии есть отдел по работе с частными перевозчиками, который контролирует передвижение всех своих машин и выход их на линию. И если специалисты отдела на интерактивной карте не видят машины – сразу звонят, спрашивают, в чем дело. Если поломка на линии – могут выслать свою службу быстрого реагирования, поставить машину из резерва предприятия или частного предпринимателя.
- Хотя, – добавила Рощупкина, – водитель обычно не ждет, когда его начнут разыскивать – сам отзванивается.
Показали депутатам и как работают цеха предприятия: моторный, аккумуляторный, агрегатный, цех нестандартного оборудования. Они занимают огромную площадь – около 9,5 тысячи квадратных метров. Помещения старые, требуют ремонта и переоборудования в связи с требованиями энергоэффективности. В этом году, например, в кузовном цехе установили пластиковые окна – стало и теплее, и светлее. Около трех миллионов рублей потратили на замену крыши, которая протекала. В планах – заменить приточную вытяжную вентиляцию, чтобы воздух в цехах стал чище и безопаснее для работающих (пока они, как в советские времена, только молоко получают за вредность).
– По-доброму надо бы еще побелить в цехах и покрасить, – вздохнул Пискулин. – Но при наших площадях на это нужны такие деньги…
От технического оснащения затем снова перешли к «человеческому фактору». Депутаты интересовались: как обстоят дела с культурой обслуживания пассажиров, как ведется переподготовка и обучение водительского состава.
– Мы сейчас сюда специально приехали не на машине, а на автобусе, – наконец-то достал «козырную карту» депутат Александр Мухаметкулов. – Проехали утром через весь город. Утро. Мороз. Давка. Окна запотели. Остановки не объявляются. Водитель то трогается с места, то тормозит. Люди говорят: «Это он пассажиров утрамбовывает».
– Мы проверяли, как работают звуковые информаторы, – пояснил Пискулин. – Выявили неисправные, закупили запчасти… Только суть оказалась в другом: водители просто не нажимают кнопку…
… Около трех часов депутаты расспрашивали директора ПАТП-1: и детально, и в целом, и на текущий момент, и на перспективу…
– Надо обязательно поддержать городские автотранспортные предприятия, – подытожил Александр Пискулин. – Здесь работает опытный, сплоченный, работоспособный коллектив. Мы не сидим на месте. Мы можем любые задачи выполнить.
– Подготовьте ваши предложения, – сказал в заключение Юрий Баранчук. – Мы обязательно рассмотрим их на заседании постоянной комиссии по экономической политике.