Накануне Нового года юбилей отмечает Анна Григорьевна Птицына, почётный гражданин города, отличник народного просвещения, заслуженный учитель школы РСФСР.
О встрече со старейшим педагогом я договорилась заранее.
– У меня очень много дел, затеяла ремонт в квартире. Давайте увидимся через неделю, – предложила Анна Григорьевна.
Спустя семь дней мы разговаривали у неё дома, удобно расположившись за круглым столом. Педагог была, как всегда, строгая и подтянутая. Именно такой запомнили её ученики.
В редакционной почте – письмо от выпускников 1967 года: «..Мы, пятиклашки, услышав её ровный голос, вмиг примолкли. Негромким словом, добрым взглядом Анна Григорьевна умела навести порядок в шумном классе. Бежало время. Вместе с ней мы погружались в чудесный мир стихов Пушкина, рубленых фраз Маяковского, постигали мудрость Толстого… Сорок лет прошло с тех пор. Но уроки нашего классного руководителя памятны и поныне».
– Анна Григорьевна, у вас за плечами целая эпоха – 90 лет…
– Да, прожиты трудные годы. Трудные не только для меня, но и для всей страны.
Я начала работать в школе в 1936 году. Видела, как развивается народное образование практически с первых лет советской власти и до сегодняшнего дня. Что мне помнится? Постоянная забота государства об учителе. Восьмиклассницей я окончила педагогические курсы, потом работала и училась заочно. В том, чтобы я получила высшее образование, была заинтересована не только я, но и все окружающие: моя семья, директор школы, заведующий районо. Учителей не хватало.
Во время войны пришлось жить и работать в напряжённой обстановке. «Всё для фронта, всё для победы!» – этот лозунг был не пустым звуком. Педагоги, врачи, рабочие – все участвовали в общей борьбе. Мне посчастливилось преподавать в школе вместе с эвакуированными учителями из Москвы и Ленинграда. Жизнь была сложной, но интересной.
Помню послевоенный Заводоуковск. Он, как небо и земля, отличается от города современного. Здесь в 1946 году нам с мужем дали однокомнатную квартиру, в ней мы проживали всемером. И, думаете, мы горевали? Нет! Мы были безмерно счастливы. Бегали на танцы, в кино.
...Годы 50-70-е – это было восстановление страны и её бурное развитие во всех отраслях и сферах. Учителя не остались в стороне: Магнитка, Днепрогэс…
Годы перестройки, наши дни. Непростое время – перемен. Меня очень устраивает сегодняшняя система выборов, когда кандидаты выступают перед избирателями, идёт прямое общение власти с народом.
И сейчас я точно скажу, что ничего бы в своей жизни не изменила.
– Анна Григорьевна, вся ваша жизнь отдана школе. Вы учитель по жизни? Или за порогом школы вы становились просто женой, хозяйкой?
– Разбирая недавно свой архив, нашла интересный документ – табель с оценками за четвёртый класс. Под итоговой чертой подпись классного руководителя: «Всю зиму работала с отстающими». Засмеялась. Представила, какой я была пигалицей. Наверное, в тот момент по-настоящему чувствовала себя преподавателем.
На всю жизнь запомнилась мне моя учительница литературы: она ходила в классе между рядами в красивом пуховом платке на плечах. Я смотрела на неё и думала: «Вот вырасту, выучусь на учительницу и буду ходить по классу в таком же платке». Так что думаю, педагогом я стала не случайно.
Дома, признаюсь, я тоже была учителем. Хотя на общение с близкими зачастую не хватало времени: планы, тетради, общественная нагрузка. Удивляюсь: как со всем справлялась! Да, воспитанием дочерей я занималась мало. А муж, Анатолий Леонидович, и того меньше. Это беда всех педагогов: профессия наша очень трудоёмкая. А вот внуки не были обделены нашим вниманием.
– Сегодня ученики в школах сдают ЕГЭ. Как вы относитесь к нововведению?
– По-моему, это формальное бездушное отношение к детям. Личность ученика на экзамене по сути отсутствует, всё происходит на «автомате». А ведь раньше выпускные испытания были праздником! Классическая система приёма экзаменов складывалась в нашей стране столетиями. Существовала она и при царизме и далее, какую бы реформу ни претерпевало образование, правила экзамена не менялись. Да, ученики волновались, нервничали, но они всегда могли рассчитывать на помощь учителя. Ведь, бывало, школьники всё забывали от волнения, но достаточно было одного слова учителя, одной подсказки, и экзамен шёл как по маслу.
А сейчас что? Вузы принимают не ученика, а бумажку с гербовой печатью. Так где же тут личность? И не удивительно, что сейчас ректоры ведущих институтов проводят дополнительное собеседование.
Сожалею, что сейчас я плохо знаю современную школу и давно не бывала на уроках.
– Следующий год объявлен Годом учителя. Анна Григорьевна, ваши пожелания педагогам, современной школе?
– Я желаю всем успеха. Ученикам – успешной учёбы. Учителям – терпения, настойчивости, верности избранной профессии. И, конечно же, последователей, которых у меня было немало. Может быть, в этом и заключается учительское счастье?
Беседовала
Ольга МЯСНИКОВА
Фото автора