Медиакарта
16:13 | 21 августа 2024
Портал СМИ Тюменской области

95 – солидный юбилей

95 – солидный юбилей
23:27 | 18 декабря 2012
Источник: Сельская новь

Из истории создания органов ЗАГС

За всем известной аббревиатурой ЗАГС – запись актов гражданского состояния – ежедневный кропотливый труд работников этой службы, начиная от регистрации рождения нового гражданина страны и до самой последней записи в жизни человека. Поэтому трудно переоценить значение работы профессионалов ЗАГСа в современном мире как в масштабах государства, так и для каждого человека. История органов ЗАГС Российской Федерации началась 18 декабря 1917 года. В этот день был подписан декрет «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния», в соответствии с которым юридические последствия за актами гражданского состояния признавались лишь в том случае, если они были зарегистрированы в государственных органах.

Так, в дореволюционной России не существовало специальных органов, осуществляющих регистрацию актов гражданского состояния. В 1721 году по указу Петра I все церковные учреждения были включены в систему государственных органов России, и всё православное население было приписано к церковным приходам по месту проживания. Рождение, бракосочетание и смерть стали регистрироваться в метрических книгах. Пожилые люди до сих пор называют свидетельство о рождении старинным словом «метрика». В то время, например, запись о рождении содержала следующие сведения: дату рождения, имя родившегося, фамилию, имя и отчество отца, имя и отчество матери, их сословие, вероисповедание и место постоянного жительства. В записи о браке указывались дата венчания, фамилии, имена и отчества жениха и невесты, их вероисповедание, сословие и место постоянного жительства.

Кроме метрических книг, сведения о браке указывались в так называемых «обыскных» книгах, в которых записывались данные «обыска», другими словами, показания свидетелей и поручителей об отсутствии законных препятствий к заключению брака. Если же говорить конкретно о Тюменской системе ЗАГСов, то развивалась она вместе со страной, шла в фарватере главных событий. Вслед за первым декретом «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния» была издана инструкция, утвердившая создание отделов записей браков и рождения при волостных, уездных и городских управах, определившая их цели и задачи. Через год принят первый Семейный кодекс, который действовал до 1926 года.

В 1968 году началась активная подготовка нового Семейного кодекса, который действовал до 1997 года – Федеральный закон «Об актах гражданского состояния». Важнейшим положением данного закона явился принцип государственного регулирования вопросов, связанных с действиями граждан или событиями, влияющими на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, а также характеризующих правовое состояние граждан посредством регистрации актов гражданского состояния в государственных органах ЗАГС от имени Российской Федерации.

В Абатском районе регистрация актов гражданского состояния до 1919 года велась по церковным правилам, с 1919 по 1923 год данные функции исполнялись волостными исполнительными комитетами, которых в районе тогда было четыре: Абатский, Маслянский, Тушнолобовский и Челноковский. В ноябре 1923 года Постановлением ВЦИК образован Абатский район, почти во всех населённых пунктах были образованы сельские советы, которые и занимались регистрацией актов гражданского состояния. В 1936 году образовано районное бюро ЗАГС, которое находилось в подчинении НКВД до 1949 года, затем до 1955 года – управления милиции. С декабря 1955 года бюро ЗАГС находилось в составе райисполкома, затем - администрации района.

В период Великой Отечественной войны отдел продолжал работать, но в отделе регистрировалось очень мало актов гражданского состояния. Например, в с. Абатском в 1941 году зарегистрировано всего 16 браков, в 1942 – 7 браков, в 1943 – 16, в 1944 году – 12. После окончания войны ситуация начала меняться, конечно, в сторону увеличения: в 1946 году – 39 браков, в 1947 – уже 59 браков, в 1948 – 53 брака. Сегодня в Абатском районе в год регистрируют около одной тысячи актов гражданского состояния, из них около 200 браков.

Ветераны Абатского отдела ЗАГС: Ф.Г. Липина, М.А. Рукомойникова, Н.В. Сырьева. Сегодня отдел, возглавляемый Е. Олениной, обслуживает более 20 тысяч человек, проживающих в 65 населённых пунктах 11 сельских поселений Абатского района. Деятельность отдела направлена на пропаганду крепкой семьи, родительского долга, поддержку семейных традиций.

…И я вас объявляю мужем и женой

начальнику ЗАГС Нине Васильевне Сырьевой довелось произносить за свою жизнь не одну тысячу раз. Людям среднего и старшего поколения эта женщина хорошо знакома. Вообще Абатскому отделу ЗАГС везло на хороших руководителей. За всё время существования отдела его возглавляли три руководителя, Е. Оленина – четвёртый.

О Нине Васильевне, которая проработала в Абатском отделе ЗАГС без малого 30 лет, можно рассказывать очень долго и много. Она грамотный, творческий и ответственный специалист, отзывчивый и внимательный человек. Ей характерны высокое трудолюбие и культура труда, она неравнодушный человек, влюблённый в свой край и людей, живущих в нём. Встретившись с Ниной Васильевной накануне 95-летия органов ЗАГС, не могла не задать ей несколько вопросов.

– Нина Васильевна, как опытный работник и знающий все тонкости работы в ЗАГСе, скажите, какими качествами должен обладать его работник? – Он должен знать законы, быть мудрым, уметь сопереживать, находить нужные слова утешения или доброго напутствия, проявлять душевную теплоту, доброжелательность и готовность помочь людям. – За что вы любили свою работу?

– За то, что она интересная, нужная, добрая и красивая. Я каждый день шла на работу, как на праздник. Мне было приятно помогать людям и получать радость от общения с ними, чувствовать себя нужной. Любить свою профессию – это счастье. И оно возможно, если ты выбрал дело по душе. – За годы работы вам не успел надоесть марш Мендельсона? – Конечно нет. Как же он может надоесть? Для меня эта музыка прекрасна. К тому же ЗАГС, молодожёны и Мендельсон – это уже единое целое.

За многолетний труд Н. Сырьева неоднократно награждалась почётными грамотами, благодарностями администрации района, губернатора Тюменской области, награждена она почётной грамотой Министерства юстиции РФ, имеет звание «Ветеран труда». По случаю юбилея Нина Васильевна поздравляет сотрудниц Абатского отдела ЗАГС, желает им успехов в этом благородном деле, ярких творческих удач, душевного комфорта, мира, добра, крепкого здоровья, семейного счастья, любви и понимания близких.

– Пусть и впредь вас радуют звуки свадебного марша, счастливые лица родителей новорождённых, слова благодарности людей за добросовестный труд.

Здесь начинается жизнь

Любой  родившийся гражданин России получает свой первый документ, свидетельство о рождении,  в специальном государственном органе регистрации актов гражданского состояния (ЗАГС). Более того, без этой службы не обходится ни одно знаковое событие в нашей жизни: бракосочетание, смена фамилии (пола – сейчас это модно), развод, усыновление. Сегодня сотрудники ЗАГСов, а точнее будет сказать сотрудницы, отмечают свой профессиональный праздник и 95-летие службы. Это серьёзный возраст и путь длинною почти в столетие. Накануне юбилейной даты мы встретились с начальником Абатского отдела ЗАГС управления ЗАГС Тюменской области Еленой Олениной, которая по традиции рассказала об итогах работы службы за текущий год, о работе отдела и, конечно же, о коллегах, которые каждый день держат в руках Время.

– Елена Николаевна, обычно ваша служба ассоциируется с регистрацией браков, но ведь это далеко не единственное, чем вы занимаетесь. Так ли это? Регистрация заключения брака – это лишь небольшая часть нашей работы, хотя и очень приятная. На самом же деле отдел ЗАГС осуществляет предоставление государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния: рождения, заключения брака, его расторжения, усыновления (удочерения), установления отцовства, перемены имени и смерти, в том числе и в электронном виде; обеспечивает и проводит, по желанию граждан, государственную регистрацию заключения брака и рождения в торжественной обстановке; предоставляет государственные услуги: по внесению исправления и изменения в записи актов гражданского состояния в соответствии с действующим законодательством, по выдаче и пересылке гражданам повторных свидетельств, справок, подтверждающих факт государственной регистрации акта гражданского состояния, а также исполняет некоторые другие функции.

– В вашем архиве хранится достаточно много информации о каждом человеке, проживающем в нашем районе. Ваши данные кем-нибудь востребованы? – Руководитель органа ЗАГС должен сообщать сведения о государственной регистрации смерти в орган социальной защиты населения, налоговую службу, Пенсионный Фонд РФ и Фонд социального страхования. Также необходимые сведения сообщаем по запросу суда, органов прокуратуры, органов дознания или следствия. – Как часто граждане приходят к вам с просьбой изменить имя, фамилию или отчество?

– Я бы не сказала, что часто, но приходят. Так, например, в 2008 году было составлено 10 записей актов гражданского состояния о перемене имени, в 2009 – семь, в 2010 – две, в 2011 – одна, в 2012 – четыре. В соответствии с действующим законодательством переменить возможно как фамилию, отчество или имя, так и фамилию, отчество и имя одновременно. Но какая бы перемена не происходила, она не является основанием для прекращения или изменения прав и обязанностей гражданина, приобретённых под прежним именем. За 11 месяцев текущего года нашей службой зарегистрировано 778 актов гражданского состояния. Рассмотрено 1330 заявлений и обращений граждан. Выдано 827 первичных свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния и 600 повторных. По запросам населения подготовлено и выдано 260 справок, подтверждающих факт государственной регистрации актов гражданского состояния. Составлено 109 заключений о внесении изменений в записи актов гражданского состояния. Принято за год по личным вопросам 58 граждан. Проведена реставрация 14 актовой книги. Проведены две юбилейные свадьбы. Зарегистрировано 49 установлений отцовства: 41 по совместному заявлению родителей и 8 по решению суда.

– Все эти данные, справки, отчёты, мероприятия – всё это готовится вашими сотрудниками. Расскажите о вашем коллективе.

– В Абатском отделе ЗАГС, кроме меня, работают ещё три главных специалиста: Валентина Петровна Третьякова, Ирина Владимировна Склюева и Юлия Станиславовна Куликова. Они выполняют свою работу качественно и профессионально, знают все тонкости нашей работы, корректны, доброжелательны, умеют общаться с людьми. Свои профессиональные качества сотрудницы подтверждают при обязательной аттестации. Наш коллектив дружный и, я считаю, что мне повезло работать рядом с такими людьми, любящими своё дело. – Хорошо, когда работаешь в доброжелательном окружении, и работа приносит удовлетворение. Что бы вам хотелось пожелать своим коллегам?

– Уважаемые коллеги и ветераны, поздравляю вас с Днём работников органов ЗАГС. Желаю всем огромного счастья и везения. Чтобы успех и удача всегда были вашими неразлучными спутниками, а любые жизненные трудности были мимолётны и мгновенно преодолевались. Пусть жизнь дарит вам и вашим близким добрые вести, стабильность, надёжность и любовь!

Елена Николаевна руководит Абатским отделом ЗАГС с 2006 года. Она с первых дней полюбила свою работу, хотя было страшно начинать, и была в душе неуверенность. Елена Николаевна прекрасно справляется со своими служебными обязанностями. Аккуратность, доброжелательность, такт, сочувствие чужому горю – это свойственно и Е. Олениной, и её небольшому коллективу. Они умеют и сопереживать и разделить радость рождения ребёнка или счастье молодожёнов.

Мечта всего дружного коллектива Абатского отдела ЗАГС – иметь своё здание отдела ЗАГС, которое бы своим внешним видом олицетворяло самые лучшие качества этой службы: было светлым, тёплым, красивым, уютным и достойно служило людям.

Автор: В. Бабушкина Фото автора