Медиакарта
22:08 | 30 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Аврал на бюджетном фронте

23:16 | 20 декабря 2012

Депутаты постоянной комиссии по бюджету, налогам и финансам обсудили в среду исполнение бюджета города за девять месяцев. Нашелся повод и для радости, и для огорчения, и для возмущения. Главный финансовый документ Тюмени, как инь и янь, всегда един в двух лицах - расходах и доходах. Одна часть без другой существовать не может. Но так сложилось, что приоритет всегда отдают поступлению денежных средств, о них говорят в первую очередь. – За девять месяцев года доходная часть бюджета города составила 13,6 миллиарда рублей, – не без гордости отметила Светлана Черепанова, директор городского департамента финансов, – что на 4,2 миллиарда рублей больше, чем за аналогичный период прошлого года. Но если с поступлениями денежных средств в этот период проблем не было, то с расходной частью их возникло немало. Бюджет опять наступил на свои любимые грабли – позднее освоение средств. – Не секрет, что бурное освоение началось в последние две недели, – констатировала Светлана Черепанова. – И теперь каждый день ситуация меняется. Отчетные цифры, которые были неделю назад, сегодня – совсем другие. На данном этапе расходная часть бюджета исполнена на сумму 11,5 млрд. рублей, что составляет 53% от годового плана и 95% - от кассового. В принципе, неплохо. Особенно, если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года. Тогда показатели были ниже на 2,6 млрд. рублей. Зато без изменения осталась другая характерная бюджетная особенность: 87% составляют расходы текущего характера. И по тому, как они использовались, есть свои лидеры и аутсайдеры. К «проблемным» Черепанова отнесла департаменты городского хозяйства, дорожной инфраструктуры и транспорта, имущественных отношений. Первый тянут по показателям вниз подрядчики, ведущие ремонт жилых домов, второй – те, кто ремонтирует дороги, а третий – молодые семьи, не заявившиеся на жилищные субсидии. Но даже у самых отстающих, подчеркнула Светлана Геннадьевна, платежи в последнее время пошли быстрее, достигнув уровня в 50-60%. Станет ли исполнение по итогам года стопроцентным? Светлана Черепанова не стала этого утверждать. Очень осторожно, почти суеверно, она сказала: - Прогнозировать не будем. В любой момент мы можем получить дополнительные поступления из вышестоящих бюджетов, и все наши отчетные цифры изменятся. Но в любом случае, не сомневаясь, отметила она, бюджет сохранит социальную направленность, будет исполнен без дефицита и муниципального долга. Депутат Олег Чемезов, услышав о дополнительных поступлениях, заинтересовался, о чем идет речь. Светлана Черепанова привела пример: – Недавно пришли 240 миллионов рублей на повышение зарплаты социальным работникам. Не исключено, что могут поступить и дополнительные федеральные средства на финансирование жилищных программ для молодых семей. Несколько штрихов к бюджетной характеристике добавил Владимир Казанцев, председатель Счетной палаты города. Вначале – позитивной окраски: о сохранении динамики поступлений налоговых и неналоговых доходов, о том, что расходная часть, в том числе и кассовые расходы, исполнена лучше, чем за аналогичный период прошлого года. А затем перешел к негативу, отметив «авральную ситуацию» по приемке работ у подрядчиков. – Будем надеяться, что аврал не скажется на качестве исполнения. Как правило, к работам, которые в таком темпе принимают в конце года, надо относиться внимательнее, – порекомендовал Казанцев. Вопросы по исполнению бюджета у депутатов были наготове, но они решили сдержать эмоции и послушать содокладчиков - в частности, Александра Шпиренко, директора департамента городского хозяйства. Казалось, в докладе было предусмотрено все: и общие суммы финансирования, и разбивка по разделам. Названы причины низкого исполнения за девять месяцев года: по жилищному комплексу – 20% от плана, по коммунальному – 15%, по благоустройству – 30%, по газификации – 12%. И ожидаемый размер «большой экономии» по факту выполненных работ… – В этом году выделены суммы на ремонт 240 объектов. За девять месяцев закончены только 17, – напомнил Олег Чемезов. – Жители вопреки тому, что им обещали, участия в приемке работ не принимали. И в режиме такого аврала, видимо, уже и не смогут принять. К чему это приведет? К низкому качеству ремонтов! – Никакого аврала не было бы, если бы большинство домов сделали в ноябре, – защищался Шпиренко. – Так, может, графики составили неправильно? Или их исполнение контролировалось неверно? – предположил Чемезов. – Все было выстроено равномерно и с учетом сезонности, – объяснял Шпиренко. – Но летом на многих объектах работы не велись. Даже там, где их завершили еще в сентябре, документацию сдают только сейчас. Депутаты логично рассудили: если это происходит в массовом порядке, то должно быть разумное объяснение. По мнению Александра Шпиренко, причина в том, что «подрядчиков выбирают слабых, низкопрофессиональных». – И как вы на это влияете? – поинтересовался Олег Чемезов, которого не устроила простая констатация факта. – Следующий год по динамике поступления доходов ожидается благоприятным, и, если модель использования бюджетных средств будет та же, то «картинка» станет еще хуже. – У меня нет реальных рычагов воздействия на ситуацию, – развел руками Александр Шпиренко. – Департамент городского хозяйства является лишь плательщиком, а не стороной по договору. – Если нет рычагов, значит, надо их найти, – не отступал депутат Чемезов. – Отработать модель взаимоотношений с подрядчиками, разработать механизм урегулирования. Привлечь к решению саморегулируемые организации… Но, по словам Шпиренко, членство подрядчика в СРО – не гарантия качества выполняемых работ. – Так вы не сидите сложа руки – пишите претензии! – наседал Олег Чемезов. – Пусть исключают провинившихся, лишают их сертификатов! Надо что-то делать, иначе проблемы из года в год будут повторяться! Теперь уже и деньги в бюджет будут поступать вовремя, а мы опять станем разводить руками? Не ждите – разрабатывайте понятную финансовую, управленческую модель! Шпиренко парировал: методические рекомендации по капитальному ремонту многоквартирных домов в департаменте есть. Механизм отбора подрядчиков сделан более прозрачным, с элементами конкуренции… – Надо бы упорядочить и технические регламенты по применению различных материалов, – подключился к обсуждению депутат Владимир Шевчик. – И внедрить рекомендации по применению расценок, чтобы управляющие компании не демпинговали. Иначе они снижают цены до уровня «бесштанной команды», у которой ни людей нет, ни инструментов. Управляющие компании просто зарабатывают на этом деньги! С такой постановкой вопроса Александр Шпиренко не согласился. По его мнению, все происходит в рамках закона – есть федеральные расценки, по ним и составляются сметы. И суммы там реальные, не «нафантазированные». Не помогла, по его мнению, и предложенная в этом году депутатами система поэтапного финансирования работ. Она не только «оказалась невостребованной», но и стала использоваться подрядчиками «как отмазка»: нет денег – нет и дела. – 20 процентов исполнения за девять месяцев – шоковая цифра, – подытожил Владимир Шевчик. – Давайте вернемся и еще раз проанализируем ситуацию. – Показатели, действительно, страшные, – согласился Шпиренко. – Хотя штабы работали постоянно. А результат – плачевный… Неожиданно деятельный настрой депутатов охладила прокуратура. По мнению Динары Минулиной, помощника прокурора Центрального округа, нет необходимости дополнительно что-либо разрабатывать. Принятая методика – оптимальна. Есть лишь проблемы в правоприменении. – Никто ничего и не требует вне рамок правового поля, – рискнул не согласиться Олег Чемезов. – Хотим только, чтобы на рынок приходили компетентные компании, способные выполнять работу. Люди имеют право получать качественные услуги. И если методика не работает, то надо ее менять. А не срабатывает федеральный закон – вносить в него поправки. Это возможно! В итоге депутаты решили рекомендовать главе администрации города - до февраля 2013 года доработать и представить в комиссию механизм отбора подрядчиков для ремонта многоквартирных домов. А также рассмотреть возможность ежемесячной приемки работ, выполненных по муниципальным контрактам.

Автор: Инна Горбунова