Медиакарта
21:21 | 29 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Электронные дневники и школьные сайты. Net?

Электронные дневники и школьные сайты. Net?
18:36 | 26 декабря 2012

В Тобольском районе, как и по всей России, информационные технологии активно внедряются в образовательный процесс. Сегодня все наши деревенские школы имеют сайты, сельские педагоги регулярно заполняют электронные дневники, а виртуальные учебники и интернет-ресурсы используются не только на уроках информатики, но и во время занятий по другим предметам.

Более того, в учебных заведениях организована «контентная фильтрация», то есть ограничивается доступ к ресурсам Всемирной паутины, несовместимым с задачами образования.

Иными словами, учителями, завучами и специалистами отдела образования райадминистрации ведётся кропотливая и непрерывная работа, чтобы обучение в школе стало более удобным, качественным и безопасным. Работа, безусловно, необходимая. И нужна она, прежде всего, учащимся, для которых педагоги и внедряют эти инновации.

Другое дело: понимают ли сами школьники, что информатизация образования им нужна? Востребованы ли у учеников мультимедийные и интернет-ресурсы, предлагаемые сегодня педагогическими работниками? Как показало анкетирование, проведённое среди 26 старшеклассников Абалакской школы, однозначно положительные ответы на эти вопросы дать нельзя.

Так, подавляющее большинство учащихся – 22 человека (87%) - на вопрос «Достаточно ли информатизирован учебный процесс в вашей школе?» ответило утвердительно. С этими ребятами сложно не согласится, поскольку сегодня в распоряжении абалакских учителей имеется целый арсенал мультимедийного оборудования: ноутбуки, интерактивные доски и их аналоги, видео-проектор, мимио-оборудование, плазменный телевизор, графический планшет, электронный микроскоп, система видео-конференц-связи и т.д. О наличии стационарных компьютеров и выхода в Интернет даже и упоминать не стоит – естественно, всё это есть. Поэтому, совершенно непонятно, на какой ещё информатизации учебного процесса настаивают четыре подростка, утверждающих, что всех этих нововведений недостаточно.

Но если с техническим оснащением всё в порядке, то с востребованностью виртуальных продуктов дела обстоят хуже. Например, лишь 16% прошедших анкетирование старшеклассников регулярно посещают сайт Абалакской школы. Ещё 42% изредка заходят на этот интернет-ресурс. У стольких же ребят он не востребован. Согласно постановлению правительства России от 18 апреля текущего года утверждены правила размещения информации в сети. В соответствии с ними наполняются и школьные сайты. На этих ресурсах можно найти информацию об учебной деятельности, внеклассной работе образовательного учреждения. Но, по мнению методиста информационно-методи-ческого центра отдела образования райадминистрации Тобольского района Гузели Ризвановны Абдыкаримовой, все сайты школ наших сельских поселений требуют доработки.

В редакции закона об образовании от первого апреля текущего года прописано, что должна быть «открытость информации об образовательном учреждении». И сегодня сайты начальных, общих и средних образовательных учреждений играют роль презентаций школ. На них можно ознакомиться со званиями и квалификацией педагогов, публичным докладом, узнать об муниципальных услугах и школьном самоуправлении...

Но будет ли интересен такой информационный ресурс школьникам? На нём нет полноценных виртуальных библиотек, с которых можно скачать учебник, сборник задач по тому или иному предмету либо пособие в электронном формате. Далеко не все образовательные учреждения района могут похвастать форумом или мини-чатом для общения учащихся и педагогов. Интерес может вызвать разве что фотолента, творчество других школьников и короткие новостные заметки об успехах одноклассников.

Известно, что виртуальные школьные странички создаются не только для учащихся и их родителей, но и для педагогов – обмена опытом и отчётности. Однако пока, по всей видимости, они востребованы больше у старшего поколения.

С электронными дневниками ситуация обстоит не лучше. Лишь 27% опрошенных подтвердили, что пользуются ими. За успеваемостью ещё 12% подростков родители регулярно следят в сети. Подавляющее же большинство старшеклассников (61%) призналось, что не пользуются интернет-дневниками.

Причиной непопулярности этого ресурса может быть прошлогодний переход со Всероссийской школьной образовательной сети «Дневник.ру» на систему вебобразования. Первая из них уже не заполняется, а вторая ещё только внедряется.

Сегодня в школах рай-она учителя выставляют в электронных дневниках оценки, загружают в эту программу календарно-тематическое планирование. Следует отметить также, что сам виртуальный дневник – ресурс со строго закреплёнными правами пользователей. С его помощью родители могут следить за успеваемостью детей. Школьники - создать в этой программе портфолио своих достижений и регулярно дополнять его. Учителя - выставлять оценки по преподаваемому ими предмету. Система, безусловно, удобная. Но по-настоящему востребованной, вероятно, она станет только при условии, если электронный дневник полностью заменит бумажный. Когда в нём появится домашнее задание и характеристика поведения на уроке, школьникам не нужно будет беспокоиться, что они забыли взять на занятия толстую тетрадку для оценок и домашних заданий. Из современных информационных технологий в ходе обучения старшеклассники Абалакской школы наиболее часто прибегают к Всемирной паутине и интерактивным доскам. Однако это лишь 38% анкетируемых. Большинство же проигнорировало этот вопрос или ответило «никакими». Учитывая удобство Интернета для подготовки домашних заданий, можно предположить, что и сами жители района ещё не готовы к полноценному внедрению «виртуальной школы», поскольку домашние компьютеры вряд ли есть у каждой из сельских семей.

Тем не менее, как показывают ответы на заклю-чительный вопрос анкеты, старшеклассники довольны работой Абалакской школы и считают, что «ничего не нужно менять в ней». Лишь один из подростков написал: «Следует ввести какие-нибудь новые методы обучения, больше работать с компьютерами и интернетом». Но что он конкретно имел ввиду – остаётся только догадываться.

Об информатизации учебного процесса в Тобольском районе рассказывает начальник отдела образования райадминистрации Светлана Давыдовна Бастрон:

  • Школьные сайты – «живые организмы». Естественно, что в одних учебных заведениях они лучше, в других – хуже. Во многом качество этих интернет-ресурсов зависит от специалиста, ответственного за информационные технологии в конкретной школе. В некоторых учебных заведениях заполнение сайта может не соответствовать всем критериям эффективности, которые предъявляются современной школой. Но в ежемесячном режиме каждый школьный сайт нами мониторится, определяется его рейтинг, что подстёгивает те образовательные учреждения, чьи информационные ресурсы оказываются в «хвосте».

Я соглашусь, что на некоторых школьных сайтах нет чата или форума для общения учеников. Нет на этих ресурсах и электронных библиотек, с которых учащийся мог бы скачать учебник или художественное произведение для занятий по литературе. Но в настоящее время мы видим цель школьного сайта в том, чтобы любой его посетитель познакомился с кадровым и ученическим составом, нормативно-правовой базой и жизнью учебного заведения.

Если говорить об электронных дневниках или системе веб-образования, то сегодня она обновляется быстро. Календарно-темати-ческое планирование внесено, электронные дневники заполняются постоянно. В большинстве школ в электронных дневниках записываются также и домашние задания.

По итогам анкетирования насторожил низкий процент старшеклассников, которые заходят на школьный сайт. Значит, ещё необходима работа для создания привлекательности этого ресурса.

Действительно, большинство образовательных учреждений района сегодня хорошо оснащены всем необходимым оборудованием. И в этом плане как раз в числе первых Абалакская школа.

Среди лидеров информатизации нельзя также не отметить победителя областного конкурса школьных сайтов - Сетовское учебное заведение, участника регионального конкурса «Виртуальный музей» Бизинскую школу, а также Байкаловскую. Чуть ниже в рейтинге находятся образовательные учреждения Заболотья. Это связано как с нехваткой кадров, так и с проблемами подачи электричества. Например, в Лайтамаке дела с оборудованием обстоят хорошо, но лишь у единиц из школьников есть домашний Интернет.

Святослав ВИНОКУРОВ