Медиакарта
17:12 | 5 января 2025
Портал СМИ Тюменской области

Песня признания в любви

ЗАВТРА – ДЕНЬ РОССИЙСКОЙ ПЕЧАТИ.

В Москве 310 лет назад, 13 января 1703 года, вышла в свет первая русская газета «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском Государстве и во иных окрестных странах», положившая начало российской прессе.

До 1965 года территория Заводоуковского городского округа была Новозаимским районом с райцентром в Новой Заимке, поэтому и рождение районной прессы случилось там же. Так, во второй половине 1930 годов была образована газета «Сталинский путь», издаваемая Новозаимским районным комитетом ВКП (б). Основное её предназначение – обслуживать сельскохозяйственную отрасль.

Над выпуском газеты под руководством заведующей издательством Голубчиковой трудились два редактора, два специалиста издательского дела, технический секретарь. А материалы о сельской жизни и буднях колхозников присылали 180 рабселькоров. Тираж «Сталинского пути» составлял 1098 экземпляров. При газете периодически выходил бюллетень, который в основном распространялся по сельсоветам.

Ещё в 1933-1937 годах выходила низовая газета «Ударник зерносовхоза», выпускаемая политотделом Новозаимского зерносовхоза. К сожалению, состав творческого коллектива неизвестен, но в архивной справке есть пометка, что в 1937 году здесь было 120 рабселькоров. За период существования издания вышло 63 номера тиражом 400 экземпляров.

В архивных отчётах за 1938 год газеты «Ударник зерносовхоза» и «Сталинский путь» уже не упоминаются. Скорее всего, часть штата была репрессирована, а издания закрыты. Но они сыграли свою роль в развитии печатной периодики в районе.

В 1935 году появилась газета «Голос большевика» – орган Новозаимского РК ВКП (б) и Совета депутатов трудящихся. Она выходила два раза в неделю, имела свою печатную машину, что позволяло выпускать газету до 13 раз в месяц.

По данным на I полугодие 1938 года, с газетой сотрудничали 300 рабселькоров. В предвоенный период среди внештатных авторов – К. Ильина, П. Кирдеев, Кондратьев, Рахимов, в годы Великой Оте­чественной – М. Васильева, Н. Горбунова, Ч. Пашкевич, З. Топорищева, А. Храмцов и другие.

В 1943 году редактором работала Л.И. Зиновьева, ответственным редактором – С.З. Меерова.

В 1953 году «Голос большевика» переименовали в «Знамя коммунизма», и под этим «Знаменем» газета прожила до апреля 1965 года, когда наш район из Новозаимского стал Заводоуковским. Став органом Заводоуковского райкома КПСС и Совета народных депутатов трудящихся, газета поменяла и название на «Советское Зауралье». Три первые года её редактировала Роза Мехнина, бывшая до этого замредактора ялуторовской районки «Ленинский путь». Ответсеком стала Александра Ботова, завотделом писем. Полиграфисты – тоже из Ялуторовска. Корректор «Зауралки» Клара Иванова рассказывала: «Особенно врезалась в память картина, когда лежали на снегу детали типографского оборудования, привезённые из Упорово. Не верилось, что из этого металлолома можно собрать печатную машину. Но собрали, настроили и на таком допотопном оборудовании (набор только ручной) печатали заводоуковскую газету. А первыми наборщицами были Евгения Соколова и Софья Бришина».

До 1990-х годов районка выходила в свет из стен заводоуковской типографии, пока в Ялуторовске не появилась межрайонная типография и не забрала нашу газеты под своё крыло.

Первый свой номер «Советского Зауралья» «в печать и свет» редактор Александр Миронов подписал 19 марта 1967 года. Кстати, в этом номере было опубликовано постановление ЦК КПСС, Сов­мина СССР и ВЦСПС «О переводе трудящихся на пятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями». Почти сорок шесть лет минуло с того исторического дня.

Каким человеком и редактором был Миронов? По его же собственному определению, далеко не мягким по характеру, даже жёстким. О его «грозности» и скупости на наставления говорили журналисты, с ним работавшие. «С первыми секретарями райкома КПСС в Заводоуковске спорили (не без этого), ругались даже. Но общее дело зависело именно от сопоставления мнений», – вспоминал Александр Петрович.

Он «рулил» районкой два десятка лет, и в бытность его редактором тираж газеты поднялся до 12 тысяч экземпляров. Она была одной из рентабельных в области. Это при нём редакция из клуба элеватора (где «у редактора был кабинет и ещё два «кабинета» – там размещались сотрудники редакции вместе с типографскими работниками, рядом – «тигелюшка», одна плоскопечатная машина») перебралась на первый этаж нового здания райкома партии (ныне администрация городского округа), где пребывает по сию пору.

Уже будучи много лет на пенсии, Миронов часто звонил в редакцию (и не только редактору), поражая своей осведомлённостью во многих вопросах жизни района и области, давал дельные советы, на что-то сетовал. Из дому выходил редко, ноги болели, но писал мемуары (больше для себя) и держал руку на пульсе жизни. Александр Петрович умер в октябре 2005 года.

В 1988 году редактором «Зауралки» становится Леонид Ложкин, до этого работавший в газете заведу­ющим сельхозотделом и заместителем редактора. Его общий стаж в районке – 27 лет. Это он, обращаясь к читателям 26 января 1994 года, объяснил причину переименования «Советского Зауралья» в «Заводоуковские вести», отметив, что «… старое уже изжило себя в связи с кардинальными переменами в обществе и ликвидацией Советов…». Вместе с ним коллектив редакции осваивал компьютерный набор и вёрстку, начиная с единственного, бывшего в употреблении компьютера, привезённого из Екатеринбурга, и допотопного принтера, который распечатывал материалы долго, бледно и с непонятным кряхтением.

У редактора Ложкина был любимый воспитательный приём, именуемый им же «работой над ошибками». Он брал свежеиспечённый номер и, углубившись в него, принимался за увлекательнейшее занятие – «ловлю блох». Так как Леонид Дмитриевич обладал колоссальной усидчивостью и столь же удивительным педантизмом, не приходилось сомневаться, что он вычитывал газету, не пропустив ни строчки. В итоге его отметины чёрными чернилами (какие-то кружочки, крестики, подчёркивания, восклицательные и вопросительные знаки) и впрямь напоминали зловредных насекомых. Но написанное пером да ещё впечатанное в газету уже гуляло по свету. Но в минуты отдыха и редкие праздники, когда газета отходила на второй план, редактор Ложкин растягивал, бывало, баянные меха и запевал душевную песню. И забывались тогда все газетные передряги, ошибки и неприятности.

О всех, кто в районке писал, вычитывал, набирал и корректировал, можно говорить долго, вспоминая и тех, кто ушёл, и кто работает по сей день.

Вот Клара Иванова – корректор. В газете была почти со дня её основания. Подавала идеи «по случаю», пирог чуть ли не на полстола могла испечь, здоровье советом или снадобьем поправить, житейским опытом поделиться. Могла и пальчиком погрозить. Спорила смело и уверенно. И если шла Клара Александровна особой торопливо-решительной походкой в редакторский кабинет, все знали: сейчас будет. Миронов тоже поспорить был не прочь. Они сражались, что называется, «за каждую пядь». Уже на пенсии в 2002 году она выпустила небольшую свою книжку «По первому снегу».

Сергей Ушаков – ответсек. Элегантный, сдержанный, педантичный в работе, безукоризненно вежливый в общении. Писал мало, но мгновенно оценивал качество материалов. Григорий Гафлятулин – журналист, два десятка лет отработавший в нашей газете. Всегда в отличной форме со своими вечными «сорока годами», невозмутимый и до неправдоподобия обязательный и дисциплинированный. Александр Зимин пришёл в районку из ялуторовской редакции. Писал, как дышал, и первым стал вести экологическую страницу «Истоки». Валентин Законов – журналист милостью Божьей, признанный своими многочисленными почитателями, поэт и ценитель красоты (женской в том числе). Он был убеждён, что из любого материала можно без всякого ущерба для автора выбросить целый абзац. Это он советовал писать, не утомляя и уважая читателя. Нина Юлина удивляла всех творческой плодовитостью и юмором, а ещё умением со вкусом рассказывать анекдоты. Владимир Кушнарёв в бытность заместителем редактора – общепризнанная «жилетка» для слёз и откровений. Был не просто душевным и умным собеседником, но и консультантом по литературоведению, искусству и пр. Машинистка Нина Ермолаева строчила как Анка-пулемётчица, была начитана (не только газетными материалами) и точна в оценке журналистских опусов на правах первого читателя. И ведь газетчики к ней прислушивались.

Нет сегодня с нами Миронова и Ложкина, Гафлятулина, Зимина и Юлиной, другие (многие) – либо на пенсии, либо в иных краях. Но газета продолжает жить уже почти с новым составом сотрудников.

Начало века XXI. Кардинально поменялась жизнь, а вместе с ней и мы. Смешались в газете жанры, страницы, сместились приоритеты, поменялись кумиры. Неизменной осталась читательская аудитория, правда, всё-таки чуть поредевшая.

В октябре 2000 года редактором «Заводоуковских вестей» назначили Елену Пономарёву, которая до этого 12 лет отработала в газете Абатского района корреспондентом отдела писем и заведующей сельхозотделом. Почти весь коллектив вместе с редактором оказался пришлым: Александр Парамонов приехал из сорокинской районки, Иван Ложков – из Упорово, Людмила Привалова – из «Новостей Радужного» Ханты-Мансийского автономного округа, Татьяна Коростелёва из Курганской области, Борис Соколов из Казахстана, Лилия Назаренко (дольше всех местная) тоже в своё время перебралась в Заводоуковск из Свердловской области. Каждый со своим житейским опытом и багажом знаний внёс в наше общее газетное делопроизводство свою лепту. И если в конце 2000 года тираж наших «Вестей» гулял в районе 7 тысяч экземпляров, то сейчас он перевалил за девять. Мы не против.

Мы научились зарабатывать деньги, согласившись с тем, что газета не только творчество, но и бизнес. Мы почти разучились писать ручками, ибо всё заменили компьютеры, а фотокор даже не знает, что значит проявлять фотоплёнку – «цифра» делает за него всю «грязную» работу. Ушли в прошлое должности машинистки и подчитчика. С допотопного пыльного и дребезжащего уазика мы давно пересели на две хорошие иномарки. Материально-техническая сторона жизни изменилась. Неизменным остался дух редакционной жизни.

Вновь приходящий в редакцию сотрудник (творческий или технический) по прошествии некоторого времени обязательно скажет, что нигде не встречал прежде таких свободных взаимоотношений в коллективе. И дело не только в нашей конкретной газете. Думается, что это неизбежно для любого творческого коллектива. Закрути гайки до предела – и начнётся тоска, уныние и застой...

Любой журналист, если спросить у него, что есть районная газета, споёт свою песню на эту тему. Песни будут разные и слова не обязательно в рифму, и мелодия не бравурно-маршевая. Это, скорее, напев под гитару, где много куплетов, серьёзных и смешных, досадных, немного оптимистичных, в меру слезливых и мечтательных. Но всё равно по большому счёту это будет песня признания в любви. Работе, газете, читателям, ради которых, собственно, и занимаешься этим ремеслом – пишешь сочинения с продолжением на заданную тему о районной жизни. Это почти всегда работа с чистого листа и невозможность позаимствовать, как в школьном сочинении, чужие мысли из умных книг и учебников. За неё не ставят отметки в журнал, но читательская оценка (а она бывает очень неоднозначной) – это тот балл, по которому каждый из нас определяет собственную работу.

Елена Ермачкова,

Владимир Кушнарёв,

Александр Парамонов,

Лилия Назаренко,

Людмила Привалова,

Елена Пономарёва