Очередное заседание муниципального совета по реализации национального проекта «Образование» прошло 24 декабря 2012 года в Администрации Сорокинского муниципального района. Провела его заместитель главы Сорокинского муниципального района по социальным вопросам Н.Д. Голубева.
Повестка включала в себя вопросы формирования здорового образа жизни учащихся и реализации информационной политики в отношении детей, отчёт о реализации национального проекта в сфере образования Сорокинского муниципального района.
О реализации мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни учащихся (воспитанников) и здоровьесбережение, доложили директор школы N 3 С.А. Шишкова и заместитель директора детского сада N 1 Н.А. Брандт.
С.А. Шишкова рассказала о программе «Здоровье», реализующейся в школе N 3 и являющейся приложением к программе развития школы «Реализация компетентностного подхода в обучении школьников». Светлана Анатольевна подчеркнула, что одними из приоритетных направлений данной программы являются охрана здоровья, физическое развитие учащихся, и основные усилия администрации школы направлены на создание безопасных условий образовательного процесса.
Оздоровительную и просветительскую работу по пропаганде здорового образа жизни с учащимися школы обеспечивают учителя физической культуры и ОБЖ, психолог, социальный педагог, медицинский работник. Педагоги активно используют в работе здоровье-сберегающие технологии.
В школе формируется база данных о состоянии здоровья, об индивидуальных психофизических особенностях учащихся; ведётся учёт динамики заболеваемости; создана материально-техническая база, обеспечивающая оптимальные условия для сохранения и укрепления здоровья детей: имеются спортивный зал, медицинский кабинет, столовая, учебные кабинеты, пандус; отсутствуют преграды для передвижения детей-инвалидов. Все школьные помещения соответствуют санитарно-гигиеническим нормам и нормам пожарной безопасности.
Педагоги и учащиеся ежегодно проходят медицинский осмотр. Прослеживается снижение заболеваемости по сравнению с прошлым учебным годом.
Учащиеся разделены по медицинским группам здоровья, которые отмечены в классных журналах. Из 136 обучающихся 123 отнесены к основной группе (здоровые дети без отклонений или с незначительными отклонениями в состоянии здоровья).
Есть факторы, негативно влияющие на состояние здоровья школьников (недостаточный уровень материального благосостояния части семей, высокая интенсивность учебной нагрузки, курение, неблагоприятное влияние внешней среды, недостаточное медицинское обслуживание в школе – медик работает здесь всего 2 часа в день).
По словам Светланы Анатольевны, состояние здоровья обучающихся в третьей школе в целом можно признать удовлетворительным, но работу по формированию здорового образа жизни учащихся необходимо продолжать и совершенствовать.
Заместитель директора детского сада N 1 Н.А. Брандт, отчитываясь об организации работы по здоровьесбережению, подчеркнула, что задачи сохранения и укрепления здоровья детей, приобщения их к здоровому образу жизни являются для сотрудников данного учреждения одними из самых значимых и приоритетных.
Наталья Александровна обратила внимание членов совета на то, что в дошкольные учреждения приходит малый процент совершенно здоровых детей. Так, на 1 сентября 2012 года из 29 ребят, прибывших в детский сад N 1, здоровыми оказались лишь четверо (13 %). В связи с этим руководство считает, что необходима целена-правленная и систематическая работа всего коллектива образовательного учреждения в течение длительного срока. Н.А. Брандт познакомила собравшихся с видами здоровьесберегающих технологий, использующихся в детском саду N 1, с программой «Здоровье», в рамках которой проводятся мониторинг состояния работы по здоровьесбережению, исследование состояния здоровья детей, диагностика физической подготовленности дошкольников, профилактические и закаливающие мероприятия (на их основе строится работа по физическому воспитанию детей).
Собравшимся было небезынтересно узнать, что на каждого ребенка заведён лист здоровья, в который заносятся данные мониторинга его здоровья (эти результаты специалисты затем используют для планирования работы с детьми по оздоровлению и закаливанию), а для 14 воспитанников (с заболеваниями органов дыхания, часто длительно болеющих, с нарушением осанки) разработаны индивидуальные маршруты оздоровления и закаливания.
Наталья Александровна указала на важную роль организации двигательной развивающей среды в создании целостной системы здоровьесбережения и подчеркнула, что в детском саду N 1 возможности для повышения двигательной активности детей имеются. Есть они также для расслабления и отдыха. В учреждении большое внимание уделяется спортивно-оздоровительной работе на воздухе, спортивным, подвижным, народным играм. Воспитанники детского сада активно участвуют в муниципальных соревнованиях, занимая призовые места.
Н.А. Брандт сообщила, что физкультурные занятия с детьми проводятся 3 раза в неделю. В них включаются упражнения на дыхание, для профилактики нарушения осанки, сколиоза и плоскостопия. При увеличении количества простудных заболеваний проводятся дополнительные профилактические мероприятия. Два раза в год детей осматривает врач-педиатр. При выявлении каких-либо отклонений в состоянии здоровья информация об этом доводится до сведения родителей, ребёнок направляется к специалистам для дальнейшего обследования.
Большая роль в здоровье-сбережении детей отводится родителям. В совместной работе с ними широко используются консультации, родительские собрания, беседы, смотры-конкурсы, спортивные праздники.
Созданная в детском саду система работы позволяет качественно решать задачу здоровьесбережения детей. Это подтверждают показатели состояния их здоровья и физического развития за три года, а также снижение заболеваемости.
Члены совета задали вопросы выступающим по содержанию докладов, высказали предложения, касающиеся совершенствования работы по формированию здорового образа жизни и здоровьесбережению детей .
О реализации информационной политики в отношении детей доложила начальник отдела образования Администрации Сорокинского муниципального района В.В. Изингер. Она сообщила, что с сентября 2012 года вступил в силу Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», а в октябре 2012 года постановлением Правительства РФ введена единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имён и (или) универсальных указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов сайтов, содержащих информацию, запрещённую к распространению на территории РФ" с целью идентифицировать сайты, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (электронный адрес реестра zapret-info.gov.ru).
Введены классификация и маркировка информационной продукции по возрасту детей. Запрещена к распространению среди детей информация, содержащая нецензурную брань, побуждающая к употреблению наркотиков, алкоголя, пива и табака, к азартным играм, проституции, бродяжничеству и попрошайничеству, к самоубийству. Одновременно определена информация, распространение которой должно быть ограничено.
Основной надзор осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), а на местах – образовательные учреждения и родители.
Валентина Васильевна сообщила, что в каждой школе имеется контентная фильтрация (процесс анализа содержания тех или иных документов), блокирующая доступ обучающихся к запрещённым сайтам. Однако этих мер защиты недостаточно, ведь сегодня 73 % детей имеют доступ к Интернету дома (не считая возможности выхода в сеть с мобильных телефонов), значит, союзниками и единомышленниками школы в деле защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, должны стать родители.
Классные руководители и педагоги убеждают родителей установить на домашние компьютеры программы родительского контроля, блокирующие доступ детей к запрещённым сайтам, а также организовать строгий контроль за временем, проводимым их ребёнком за компьютером. Желательно, чтобы какая-то часть этого времени проводилась совместно (родителям, конечно, постоянно придётся повышать уровень своей компьютерной грамотности).
В.В. Изингер отчиталась и о реализации национального проекта в сфере образования Сорокинского муниципального района. Подводя итог работы образовательных учреждений за 2012 год, начальник отдела образования подчеркнула, что вся их деятельность была направлена на реализацию национального проекта «Образование», и отметила, что в течение года выполнены все намеченные задачи: осуществлены государственная поддержка талантливой молодёжи (фамилии 80 детей занесены в Почётную книгу детства, на стипендии им из средств местного бюджета потрачено 107, 1 тыс. руб.), меры социальной поддержки (компенсация за школьное питание, за содержание дошкольников), поставка оборудования и капитальный ремонт, первоочередные мероприятия по противопожарной защите.