Строители путепровода через Транссиб все ближе и ближе подбираются к существующей застройке первого микрорайона – привычные пейзажи меняются до неузнаваемости.
Светофор на перекрестке улиц Монтажников и 30 лет Победы оказался за забором. Огороженное пространство с изрытой землей, обломками веток, штабелями огромных труб само по себе напоминает брошенную, оставленную, как будто после катастрофы, территорию. Да еще светофор продолжает работать в прежнем режиме – загорается зеленым то для пешеходов, то для машин. Но нет здесь ни тех, ни других...
Зато теперь все дороги открыты для строителей развязки. На зеленый свет бригада Николая Маркизова бурит скважину для очередной опоры основного хода развязки. Главный буровик – «Либхер» – поворачивает обсадную трубу вокруг оси туда-сюда, и она, не спеша, почти незаметно, уходит под землю.
– Вы не смотрите, что машина работает медленно, – говорит Николай Маркизов. – Тут у нас сложный участок, надо пройти слой асфальта. Сейчас доберемся до грунта – и мигом пробуримся!
Улыбающийся, с активными жестами, всем телом показывающий, как работает «Либхер», Маркизов долгие годы работал в строительной организации в родном Ульяновске. Рассказывает, что участвовал в строительстве самого длинного, 16-метрового, моста через Волгу...
– В Ульяновске - два моста. Один старый – Императорский, и наш – Президентский, – говорит бригадир. – В 2009 году его принимал Дмитрий Медведев – за руку со мной здоровался!
Тюменскую стройку Маркизов называет достаточно простой («все-таки, не над водой строим!»), но и ее признает интересной.
Его бригада и остальные монтажники «Мостостроя-12» сделали уже пять опор основного хода (от улицы 30 лет Победы в сторону Широтной) и одну опору под съезд N 4 – по нему машины из центра города будут сворачивать в сторону улицы Пермякова.
Стойки этой опоры сейчас греются в «тепляке» – собранном из фанерных щитов коробе, где гудят, нагоняя температуру, тепловые пушки. Внутри комфортно, как дома, – даже не хочется выходить на мороз. Правда в «тепляке» совсем не с кем поговорить...
Другое дело – на участке, где строители возводят пешеходный переход через железнодорожные пути. Они скептически осматривают нашу одежду, зовут в вагончик, наливают кофе…
– Сразу видно, вы – южане, одеты не по погоде!
На самом деле, монтажники шутят. Просто они привыкли строить дороги и мосты на Ямале. А сами родом из самых разных регионов России.
Например, Рамиль Нигматуллин и Динар Нутфуллин – казанцы. В начале осени «Мостострой-12» закончил в этом городе строительство развязки, но радовались монтажники этой сдаче не больше, чем любой другой.
– Не имеет значения, в каком городе мы работаем, – говорит Рамиль. – Да, в Казани у нас рядом родственники, друзья. Но работа есть работа. Вахта длится 45 дней, и на этот период все мысли посвящены только стройке.
Тюменец Сергей Липатов, инженер по охране труда, только в этом году устроился в организацию, живет неподалеку, в МЖК, и на себе знает, какие длинные и плотные могут быть пробки в этой части города.
– Конечно, развязка необходима, – говорит он. – А строит компания очень хорошо, слаженно, организованно. Уверен, что за два года справимся – ни разу не было, чтобы задерживали заявленные сроки.
Липатов зашел проведать мостовиков, что монтируют пешеходный переход. Конструкция собрана почти полностью – готовы шесть из семи опор, смонтированы четыре пролета, один лестничный сход. По нему видно, что переход будет крытым – над маршем согнулись дугой перекладины будущей крыши. Но она появится позже, а сейчас монтажники готовятся к устройству последней опоры перехода – прокладывают подъездные пути между железнодорожных путей. РЖД скоро организует окно в движении поездов, монтажники пробурятся в землю, а после останется только соединить над путями пролет.
За работой мостовиков наблюдает хозяин местной шиномонтажной мастерской Ишхан Шабоян – один из тех, кого строительство затронуло непосредственно: край пешеходного перехода нависает над его гаражом, по диагонали оттуда скоро спустится лестничный сход и перекроет въезд на мойку и шиномонтажку.
– Клиентов у меня стало меньше, как только началось строительство: дороги перекрыли, – говорит хозяин. – А сейчас и подавно никого нет.
Он уже предчувствует, что скоро его фирма закроется – все, что заработано за 20 лет и вложено в дело, становится под вопрос. Но к строителям у него претензий нет – развязка, безусловно, нужна Тюмени, и то, что бизнесу стройка помешала, мостовики, как могли, компенсировали. Теперь дело за городскими властями – насколько оценят дело Шабояна и сможет ли он на эти деньги переехать в другое место.
– Про стройку не пишете ничего плохого, – говорит Ишхан Шабоян. – Я всем доволен. Как говорится, в тесноте, да не в обиде!