Медиакарта
20:37 | 27 сентября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Десять лет ратного пути

Десять лет ратного пути
17:20 | 07 июля 2010
Источник: Красное знамя

Недавно, находясь в одном из пансионатов, я познакомился с интересным человеком, ветераном Великой Отечественной войны Иваном Михайловичем Малыгиным, жителем Салаирки.

На действительную военную службу он был призван в 1938 году. Первое время служил в Туркменистане, в танковом полку, где выучился на механика-водителя. Срок службы уже подходил к концу, Иван мечтал о доме, о мирном труде, но началась война.

1 июля 1941 г. ночью полк подняли по боевой тревоге. До железнодорожной станции танки шли своим ходом, а затем погрузились на платформы. Пролетали один за другим полустанки, состав мчался на Запад, время от времени паровоз подавал тревожные гудки. Под Ельней эшелон на рассвете разгрузился, а уже вечером красноармейцы приняли первый бой.

  • Бой был неравным, - вспоминает Иван Михайлович. - Наши танки Б-26 были маломаневренными и с такой слабой бронёй, что, если бы вражеский снаряд пробил насквозь башню и срикошетил, он мог бы снова пробить броню. По сути, экипаж был незащищён. Танки горели, как факелы, более крепких и удобных Т-34 было тогда ещё очень мало. Много моих товарищей погибло. Отступали к Москве, танков не хватало, и нас, механиков-водителей, откомандировали в запасной стрелковый полк, а потом перевели в 1-ю гвардейскую стрелковую бригаду.

Бригада вела бои под Волоколамском, Иван Михайлович (он тогда был в звании старшего сержанта) командовал взводом.

  • После трёх удачных боев, - вспоминает он, - когда мы выбили фашистов из шести населённых пунктов, мне присвоили звание младшего лейтенанта. Несмотря на молодость, я и мои товарищи постоянно чувствовали огромное напряжение. К боевым заданиям готовились с особой серьёзностью.

За умение руководить ближним боем Ивана Михайловича назначили командиром роты, через небольшой промежуток времени - помощником начальника штаба отдельного батальона, а затем - первым помощником по разведке начальника штаба 127-го гвардейского полка.

Сражение на Курской дуге врезалось в память навечно. До этого полк стоял в резерве неподалёку от Прохоровки.

  • Сражение шло круглосуточно, из-за дыма и грохота было трудно понять, что происходит, а когда на вторые сутки дивизию ввели в бой, то передвигаться нам было невозможно: всё поле перепахано траншеями, изрыто воронками и усеяно разбитыми, обгоревшими танками и артиллерийскими снарядами. А сколько было обгоревших трупов солдат! Не давая фашистам опомниться, мы гнали их до Днепра...

Малыгин шёл с разведчиками впереди полка километров на 15-20. В ночь на 1 сентября 1943 года полк под сильным артиллерийским огнём при свете прожекторов форсировал Днепр.

Иван Малыгин был тогда представлен к ордену Красной Звезды. В 1944 г. он со своим полком пересёк Государственную границу СССР и вступил в Румынию, где и закончился его ратный путь. Затем Ивана Михайловича командование направило в Москву, на военные курсы: военная служба продолжалась, т.к. шла борьба с украинскими националистами. И если на фронте враг был очевиден, его всегда можно было взять на прицел, то здесь он маскировался под гражданской одеждой, старательно прятался, отлично зная местность.

Только в 1948 году тридцатилетний капитан Малыгин вернулся домой. Прошла молодость, основательно было подорвано здоровье. Пять пулевых ранений, два из них тяжёлые - такова память о войне. А на груди - два ордена Отечественной войны, орден Красной Звезды, медали "За отвагу". Но не до отдыха было капитану, не до лёгкой жизни. Малыгин устраивается на работу в леспромхоз, на лесоповал. Стране в ту пору строительный лес был нужен не меньше, чем хлеб: тысячи людей остались без крова.

Создавались новые семьи, рождались дети. Создал и Иван Михайлович свою семью. С женой Валентиной Ивановной вырастили они двух сыновей и трёх дочерей.

**Анатолий БЕРСЕНЁВ.

с.Каскара.**