Такое название носил конкурс интеллектуально-творческих и исследовательских работ, что проводился в нашем районе в рамках Года российской истории.
Организаторы мероприятия: Центральная районная библиотека (ЦРБ) и Абатский краеведческий музей ставили своей основной целью сохранение материального и духовного наследия нашей малой Родины. Конкурс стартовал 5 января 2012 года и продлился до 5 декабря этого же года.
Организаторы решили не ставить особых критериев для желающих поучаствовать и предложили попробовать свои силы учащимся школ, ПУ-47, краеведам-энтузиастам, библиотекарям, всем, кто интересуется историей родного края.
Перед участниками был выбор среди нескольких номинаций: «Мой край - моя любовь» (стихи), «Корнями дерево сильно» (эссе), «Вернись к истокам» (исследовательские работы), «Полюбить Россию невозможно, не познав родной земли» (сценарии массовых мероприятий), «Листая страницы истории» (книжные выставки).
Как рассказала В. Шарнина, заведующая информационно-аналитическим отделом ЦРБ, за одиннадцать месяцев на рассмотрение конкурсной комиссии было представлено более сорока работ. На предложение поучаствовать в конкурсе абатчане откликнулись с большим удовольствием и энтузиазмом. При этом нельзя сказать, какая возрастная категория была наиболее активной. Среди авторов конкурсных материалов и школьники, и студенты, и рабочая молодежь, и люди более зрелого возраста, и пенсионеры.
Наиболее активно участники представляли свои работы в номинациях «Мой край – моя любовь» - 18 человек, «Корнями дерево сильно» и «Вернись к истокам» - по 10 человек.
- Сказать, что результаты конкурса превзошли наши ожидания, значит, ничего не сказать, - поделилась впечатлениями Вера Лазаревна.
- Мы, конечно, знали, что люди нашего района талантливы, но узнать, что в их руках такое множество информации об истории родного края, было для нас приятным сюрпризом. Воспоминания, фотографии, архивные документы и т.д. всё это просто бесценно, ведь время очень быстротечно, а теперь, благодаря участникам конкурса, мы сможем сохранить хоть какую-то частичку прошлого. Мы благодарим всех, кто принял участие в нашем мероприятии.
Готовя материал о конкурсе, нельзя было не познакомиться с работами нескольких участников. Как же тепло и душевно пишут они о своей малой Родине, какой музыкальностью и светом пронизаны их стихи о дорогом сердцу крае! И остаётся только удивляться, насколько профессионально выполнены некоторые исследовательские работы.
В пример привести хочется исследования Евгения Еланцева. На конкурс он представил две работы. Одна из них посвящена истории его рода. Вот как он сам пишет об этом: «Историей своего рода я интересовался с самого детства. Этот интерес зародился у меня благодаря моим родителям, которые с самого раннего возраста рассказывали мне о моих предках, о том, где они жили и чем занимались. Первые генеалогические деревья были составлены ими, когда я ещё не ходил в школу. Эти деревья были построены по рассказам моей прабабушки – Бажиной Анны Трофимовны. Анна Трофимовна воспитывалась в семье, где уважалась память к истории своих предков, и благодаря своей острой памяти она даже в преклонном возрасте наизусть помнила предков не только своего рода, но и предков мужа. Их она знала до пятого колена. Сама же она узнала о них от своей свекрови Бажиной Евдокии Ивановны. Так из уст в уста, от поколения к поколению передавалась и сохранялась память о предках».
А то, что память сохранялась, это точно. Евгению удалось проследить историю своих прадедов на несколько веков в прошлое. Почти до времени правления Петра Первого! Кто еще из нас сможет похвастать такой родословной? Остаётся только предположить, сколько же сил и времени заняла вся эта работа.
Вторая работа Евгения представляет собой историю деревни Шипуновой. И это не просто исторические данные или перечисление временных вех развития деревни. Это рассказ о людях, что здесь рождались, жили, трудились, умирали. Оставляли добрую память в сердцах односельчан или уходили незаметно и тихо. Но, так или иначе, именно они создавали историю родной деревни.
«У каждой деревни, как и у человека, своя судьба и своя история. Некоторые живут и процветают, некоторые доживают свой век, а некоторые и вовсе исчезли с лица земли» - пишет в своей работе Татьяна Староверова. Она рассказывает об исчезнувшей деревеньке Калугино, что стояла когда-то на берегу реки Китерня. Сейчас над этим местом шумят ветвями деревья. И разве не интересно, что за люди жили здесь? Чему радовались, печалились? Каким богам молились? Об этом рассказывает Татьяна.
«Точный год основания деревни Калугиной, да и многих других деревень Абатского района, неизвестен. Облюбовали это место пришлые люди и решили остаться здесь навсегда. Не исключено, что основателями деревни могли оказаться и представители старой веры. Иначе как можно объяснить факт появления у семьи Кожиных старых литых икон со старообрядческими элементами. Эти иконы были своеобразной реликвией семьи и передавались из поколения в поколение по женской линии.
Ещё один факт, указывающий на старую веру, – это кресты с кровелькой на погостах. Давным-давно уж принято считать такой крест символом исконно русской старины».
Большое впечатление производят и «Воспоминания об исчезнувшей деревне Таволжановой Абатского района, написанные Архиповой Надеждой Ивановной, жившей в деревне с 1934 года много лет».
В названии, конечно, шутка автора. А вот сведения о деревне начала прошлого века поистине уникальны.
«В 1749 году здесь проживало совсем мало людей, однако дивная природа: богатые рыбой реки и озёра, прекрасные луга для выпаса скота, плодородные земли, привлекали сюда людей. И поэтому, уже в 1868 году здесь жили 77 мужчин и 91 женщина, всего 168 человек. В 1904 году уже насчитывалось 32 двора, имелись 4 ветряные мельницы и жило 224 человека. В 1939 году в деревне жили 294 человека - 132 мужчины и 162 женщины. В деревне был организован колхоз «Труженик».
Рассказывает Н. Архипова и о том, насколько трудными были для селян годы Великой Отечественной войны и после неё. Вся нелёгкая деревенская работа легла на плечи женщин, стариков и детей.
«На примере моей мамы Зорковой Харитины Яковлевны расскажу, как работали доярки. Утром – дойка, до обеда – работа (копали силосные ямы, силосовали, сенокосничали, убирали урожай и т.д.), в обед – дойка, снова работа, немного отдыха, и вечерняя дойка. И так каждый день, без выходных».
Несмотря на то, что в деревне царил голод, делились последним.
«Летом, как сойдёт вода, главной зеленью был лук-слизун, его рвали корзинами, мешками, варили, жарили и ели. Употребляли и щавель. А вот лебеду и конёвник в нашей семье не использовали, хотя женщины хвалились друг перед другом, что и из этих растений получаются хорошие лепёшки. Собирали после половодья на лабазах мучные корни (корни рогоза), их сердцевина была вкусной, ели её и домой приносили угощенье».
Вспоминает она и о том, что выжить им в то нелёгкое время помогла дружба, доброта и взаимовыручка.
«Жил на складах, в избушке одинокий старичок Филипп, летом он пас овец, зимой ничем не занимался. Так вот, все его жалели и кормили подённо, по очереди. Так и до смерти дожил, и похоронили его всем миром. А бабушка Варвара (повитуха) в войну по неделе жила в каждой семье, где детей когда-то принимала. Все её любили и принимали, и кормили, не возражая, хотя время-то трудное было. Вот такие добрые люди жили в моей деревеньке».
Рассказать о каждом участнике конкурса и его работе, к большому сожалению, невозможно. Уж слишком ограничена газетная площадь. Но, быть может, вскоре абатчанам представится возможность познакомиться с трудами земляков более близко. Ведь победители и призёры конкурса награждены дипломами и памятными призами. А члены судейской комиссии обратились с ходатайством в районную администрацию о публикации лучших работ отдельным сборником «Абатский краеведческий альманах».