Медиакарта
10:18 | 7 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Душе её дорог любой!

Их много – курносых,

              несхожих,

Влетающих в школу гурьбой,

И с ними непросто.

           И всё же

Душе её дорог любой!

Эти стихотворные строчки как нельзя лучше передают отношение к детям Светланы Михайловны Виноградовой, педагога класса социально-бытовой адаптации Сорокинской коррекционной школы-интерната. К такому выводу я пришла, пообщавшись с её коллегами и с ней самой. Любит Светлана Михайловна своих подопечных, потому и спешит к ним каждое утро вот уже тридцать пятый год.

16 января 2013 года С.М. Виноградова отметила свой юбилей. Накануне этой славной даты мы побеседовали с ней о жизни, о работе и о многом другом.

Поскольку встреча происходила во время зимних каникул, уроков в этот день в школе не было. Мы сидели в пустом, тихом классе, и Светлана Михайловна с гордостью рассказывала о достижениях своих воспитанников – учащихся класса социально-бытовой адаптации. О достижениях на первый взгляд не очень значительных, но в действительности говорящих о долгожданном прогрессе в развитии ребёнка. Класс этот открылся в коррекционной школе-интернате в 2008 году, и основное внимание при обучении в нём уделяется социальной адаптации особой группы детей, их профессионально-трудовой подготовке.

Светлана Михайловна подробно обрисовывала, как маленькими шажками вместе с родителями, преодолевая порой отчаяние, день за днём, год за годом идут они, педагог и воспитанники, к намеченной цели. С большой любовью и верой в то, что всё у них получится, говорила она о своих учениках. А ещё С.М. Виноградова горячо убеждала меня в чрезвычайной важности для развития каждого, нуждающегося в специальной поддержке ребёнка, обучения именно в таком специальном классе.
Через некоторое время я уже видела в своём воображении портреты всех её воспитанников и твёрдо убедилась, что они у неё самые лучшие, а работа Светланы Михайловны – одна из необходимейших на свете.

«Повезло её ученикам», - подумала я. Как мама она для них неравнодушная, живущая детскими проблемами, по первому зову спешащая на помощь. Как важно для маленького человека присутствие рядом ТАКОГО педагога!

Мне стало интересно, каким было детство Светланы Михайловны. Были ли у неё самой моменты, когда требовалась помощь мудрого, доброго взрослого человека? Я спросила её об этом, и вот что она рассказала, отвечая на вопрос:

-Родилась я в Чувашской АССР – в селе Имелево. Мама работала учителем начальных классов, папа был шофёром. В семье росло шестеро ребятишек.

В 1958 году, когда происходило освоение целинных земель, родители переехали в сибирскую деревню Рядовичи (было мне тогда всего 5 месяцев). Они стали обживаться на новом месте, растить детей.

Детство было трудным. Мы много работали физически, так как большое хозяйство, которое всегда имела наша семья, требовало ухода. Я была старшей и помогала родителям, как могла.

Мама, к сожалению, рано ушла из жизни. Мне тогда едва исполнилось 14 лет, а младшей сестрёнке было всего полтора годика. Вся женская забота о большой семье легла на плечи бабушки Елизаветы Сидоровны Батьковой, работавшей почтальоном. Вот она и есть тот мудрый взрослый человек, которому я бесконечно благодарна и за помощь в тяжёлые для семьи времена, и за большой её труд по нашему воспитанию. Очень непросто мы жили. Много бабушкиного здоровья ушло, чтобы вырастить всех детей, а позже ещё и помочь нам с мужем растить дочек.

Вспоминает Светлана Михайловна те нелёгкие времена, и глаза её то и дело влажнеют.

С выбором профессии проблем не было, ведь перед глазами стоял пример мамы-учительницы. Поэтому, окончив в 1974 году 8 классов, юная Света поступила в Голышмановское педагогическое училище, чтобы освоить профессию учителя начальных классов.

Закончив учёбу в 1978 году, она вернулась в ставшую родной деревню Рядовичи. Работала учителем начальных классов и заведующей малокомплектной школой. Начинать было очень трудно. Молоденькая учительница чувствовала груз ответственности, возложенной на неё, так как приходилось учить детей с 1 по 3 класс, наполняемость каждого класса – 8 – 10 человек. Но Светлана Михайловна справилась, появился первый опыт, а с ним возникло и желание выполнять свою работу как можно лучше. Кроме преподавания в школе, она заботилась о младших братьях и сёстрах, помогала бабушке по хозяйству, поэтому не замечала, как заинтересованно посматривает на неё молодой пинигинский шофёр Александр. Но однажды – в праздник Первого мая, когда Светлана с сестрой пошли прогуляться по направлению к автобусной остановке (второму после клуба по популярности объекту в деревне), Александр улучил всё же момент и предложил Свете прокатить её на машине, а заодно и познакомиться ближе. Понравился ей молодой человек. Стали встречаться, и уже через месяц появилась в Рядовичах молодая семья Виноградовых. Одна за другой (с разницей в три с половиной года) родились у них красавицы-дочери: Наташенька и Леночка.

Вот уже 33 года живут дружной семьёй Светлана Михайловна и Александр Фёдорович. Дочери выучились, создали семьи и подарили родителям чудесных внуков: Наталья - Дениса и Артёма, Елена – Вадима. Обе дочки пустили корни в райцентре, поэтому в 2005 году старшие Виноградовы перебрались в Сорокино – ближе к детям и внукам, чтобы помогать по мере возможности.

Светлана Михайловна устроилась в коррекционную школу-интернат сначала воспитателем, а затем, когда появилась возможность, перешла на должность учителя. Работает на одном из самых трудных участков, не мысля себя без школы, без детей, которые платят ей взаимной любовью. С.М. Виноградова быстро влилась в новый коллектив. Коллеги отзываются о ней, как о добром, отзывчивом, ответственном человеке. Светлана Михайловна занимается общественными делами, принимает участие в художественной самодеятельности, спортивных мероприятиях, в работе управляющего совета школы. Её уважают родители и односельчане.

Такими замечательными педагогами и сильно наше образование. Здоровья, сил и терпения, уважаемая Светлана Михайловна! Новых побед вам и вашим ученикам!

Фото автора.

Автор: Марина ЛАКМАН.