С начала нынешнего года в редакцию «Ишимской правды» неоднократно поступали звонки от горожан с просьбой разъяснить, какие категории граждан имеют право на бесплатный проезд в маршрутных такси. Обращаются с подобными вопросами и в муниципалитет. Рассмотреть ситуацию со всех сторон и прояснить её со всех сторон собрались 24 января представители городской администрации и перевозчики Ишима.
На сегодня льготный проезд в Ишиме действует на всём общественном транспорте, независимо от класса вместимости, то есть и в автобусах, и в «маршрутках». Категории граждан, которым предоставляется данная социальная поддержка, указаны в пункте 2 Положения № 95-п, утверждённого правительством Тюменской области 5 июля 2005 года: ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, участники боевых действий, ветераны труда, дети-сироты и другие лица – всего 25 пунктов (с полным списком можно ознакомиться на 3 стр.). Действие документа распространяется на всех перевозчиков, заключивших с администрацией договор на выполнение пассажирских перевозок.
Пока что механизм перевозок льготников на маршрутках не отработан. Об этом свидетельствуют жалобы, причём как со стороны перевозчиков, так и со стороны горожан. Первые сетуют на низкий уровень культуры пассажиров, которые отказываются предъявлять все подтверждающие льготу документы или требуют высадить их в неположенном для стоянки транспорта месте. Недовольны и пассажиры: бывает, что водитель маршрутного такси, завидев на остановке потенциального льготника, проезжает мимо. Ссылаются перевозчики на то, что компенсация не покроет им затрат, а работать себе в убыток предприниматели не хотят, и это справедливо. Впрочем, компенсацию они ещё не получали, поэтому судить преждевременно.
– Чтобы отрегулировать механизм перевозок граждан льготных категорий на маршрутных такси, необходим ежедневный мониторинг пассажиропотока, – подчеркнул председательствующий на совещании первый заместитель главы города Алексей Веренчук. – Это позволит не только определить долю льготников в общем числе пассажиров, но и узнать, на каких маршрутах стоит увеличить количество рейсов и подвижной состав.
Для всестороннего информирования пассажиров об их правах и обязанностях всем перевозчикам рекомендовано оснастить транспортные средства «Уголком потребителя». Так люди всегда смогут узнать, кто имеет право на льготу, в какой контролирующий орган можно обратиться в случае нарушения их прав.
Отдельная просьба у муниципальной власти и перевозчиков к пассажирам – предъявлять документы, подтверждающие право на льготный проезд, не дожидаясь требования от водителя и кондуктора, в развёрнутом виде, в полном объёме и соответствующим образом оформленные – текст должен быть читаемым. Правилами предусмотрено предоставление двух документов:
1) удостоверения и (или) иных документов, подтверждающих принадлежность лица к соответствующим категориям граждан;
2) проездного документа длительного пользования: единый проездной билет по утверждённой форме либо электронная транспортная карта.
Если пассажир не показывает все положенные документы – льгота ему не предоставляется. Таковы правила.
К сожалению, написанное на бумаге не всегда легко и просто реализовать в жизни. Пройдёт какое-то время, прежде чем и владельцы маршрутных такси, и пассажиры привыкнут к новому порядку. Но в силах и тех, и других облегчить себе этот процесс: неукоснительным соблюдением требований закона и простой человеческой вежливостью