Человек волею судьбы может оказаться в таких сложных ситуациях, из которых ему просто не под силу выбраться самостоятельно. И хорошо, если находятся неравнодушные люди, готовые прийти на помощь. Эта история – как раз об этом.
24-летняя Оксана и двое её детишек живут в избушке, которую с трудом можно назвать домом. Вросшие в землю окна, холод, который проникает во все щели. Все ютятся в одной комнате, в одном углу которой – стол, в другом – старый диван и печка. Когда Оксана топит её, не спит, следит, чтобы ненароком уголёк не выпал. Очаг, того и гляди, развалится, дымит, как паровоз, вся одежда дымом пропитана. Газ в этот домишко не подведён, запасов дров нет, топят чем придётся. Но это только одна проблема. В избушке нет электричества: отключили. Как говорит Оксана, дом принадлежит не ей, здесь она проживала вместе с гражданским мужем, никаких документов на дом нет. Теперь отношения с «бывшим» разорваны, он, по её словам, никак не помогает семье. Молодая женщина с малышами бьётся, как рыба об лёд. Нет электричества – привыкли, вечерами зажигают свечки, ими спасаются вот уже третий месяц. Надо согреть воды – ставят чайник прямо в печку... Обычно в таких ситуациях на подмогу приходят близкие люди, у Оксаны есть отец, но у него давно своя семья, хотя он, по возможности, помогает материально. Мама с дочерью, с её слов, не общается. Брат навещает, привозит дрова на санках с другого конца посёлка. Молодая женщина осталась со своими проблемами один на один. Тревога за детей, за их здоровье подтолкнули её обратиться за помощью к давней знакомой. Та, сочувствуя чужой беде, немедленно бросила все дела и приехала к Оксане. Увидев «ледяную пещеру», где живут маленькие дети, буквально за несколько дней обратилась во все службы, которые сразу подключились к решению проблем Оксаны. Помогла, чем могла, сама: продуктами, игрушками, одеждой. Будучи неродным человеком, оформила временную прописку у себя в доме Оксане и её детишкам, чтобы семья могла встать на очередь на получение жилья, чтобы женщина, наконец, обратилась в Пенсионный фонд за сертификатом на материнский капитал. В мае второму ребёнку исполнится три года, и, может быть, удастся как-то решить проблему с жильём, а пока...
– Эта женщина обратилась к нам впервые, – сказала заведующая отделением срочной социальной помощи комплексного центра Ю.Н. Большакова. – Мы оказали всю возможную помощь. Выделили продуктовый набор, куда входят крупы, масло, сахар, комплект постельного белья, средства санитарии и гигиены. Оказали помощь в оформлении адресного пособия на детей, в конце квартала мама получит детское пособие. Посодействовали в выделении места в детском саду, дети уже с прошлой недели посещают садик.
Оксана любит своих сына и дочку, расставаться с ними ни при каких условиях не хочет, поэтому, наверное, до сих пор и не обращалась никуда за помощью, думала, что детей могут забрать. Молодая женщина спиртное не употребляет, работает, очень боится потерять место, готова учиться, повышать квалификацию. Зарплата, хоть и маленькая, но на самое необходимое выкраивает. Благодарна за помощь своей знакомой, которая, собственно, и взяла на себя большую часть хлопот, чтобы как-то помочь молодой маме выкарабкаться из ситуации. Оксане сейчас просто необходима хотя бы маленькая комната в общежитии, свой угол, где её детям будет тепло и светло.
Свет в избушке по адресу, где эта семья проживает, не появится, поскольку, как нам сообщили в энергосбытовой организации, договор на электроснабжение расторгнут ещё в октябре прошлого года собственником квартиры. Дом принадлежит родственникам бывшего гражданского мужа Оксаны. В этом замкнутом круге семье жить с детьми на птичьих правах, в холоде, при свечках – дальше невозможно.
Как сказал глава посёлка В.Н Неверов, о проблемах этой семьи он узнал тоже несколько дней назад, после того, как получил из органа опеки ходатайство о выделении комнаты в общежитии. Виктор Николаевич взял под свой контроль решение вопроса с жильём.
– У нас несколько муниципальных общежитий: по улице Пономарёва,15, «Лена-80», в Стройгородке и несколько комнат на улице Карла Маркса. Как только освободится где-то комната – сразу предоставим, но, как правило, появляются они ближе к весне.
Когда мы видим по телевизору передачи о ситуациях, подобных той, в которой оказалась Оксана с детьми, возмущаемся, как такое могло случиться, где в это время были родственники и близкие люди, куда смотрели службы и ведомства? А может, вместо того, чтобы ахать у экранов, смотря «Пусть говорят», оглянуться вокруг, проявить сострадание, милосердие, помочь по возможности? История, рассказанная сегодня, абсолютно реальная.
С мамой Оксаны мы тоже встретились. Действительно, больше года они с дочерью не общаются. Мама держит обиду, что та не слушала её советов, предостережений, что выбрала для жизни не того мужчину.
– Мне никто не помогал. Я одна, без мужа, воспитывала троих детей, всегда работала, тянула их, как могла. А она сама виновата, нечего было руки опускать. Первое время ей и ребятишкам помогала, но сколько можно? Пусть думает сама. А вы приезжайте ко мне, посмотрите, в каких условиях мы живём, точно такая же избушка.
Кроме Оксаны, в семье ещё двое взрослых сыновей, один служит в армии, другой официально не работает, перебивается случайными заработками.
У взрослых отношения могут складываться по-разному, но от этого не должны страдать дети. Пухлощёкие, разговорчивые малыши, двух и четырёх лет, совсем не кажутся чем-то обделёнными. Они с удовольствием ходят в детский сад, с первого дня остались на полный день, не капризничают и не плачут. Утром их приводит мама, вечером, после работы, забирает, и они снова идут туда, где холод, темнота. Они ещё надеются, что завтра их жизнь изменится к лучшему.
Они ждут помощи.