Медиакарта
19:23 | 8 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Звезда на воротах

Звезда на воротах
16:15 | 01 февраля 2013

Сегодня много говорят о патриотическом воспитании… Не только говорят, надо признать, но и делают. Тематические месячники и вахты Памяти проводят. Организуются кадетские классы и поисковые отряды. Насколько успешно работает эта система? Может ли быть эффективней? Что можно ещё предложить, чтобы в детях наших не угасала искра гордости за свою страну? Я, честное слово, не знаю.

А вот расскажу-ка лучше одну историю. Отнюдь не поучения ради. Так просто, вспомнилось чего-то. История давняя, но чистой воды – быль.

Каждый мальчик мечтает пробраться в заброшенный дом. Такой, знаете, чтобы с таинственными огоньками и чтобы клады в нём укромились. Я, к примеру, ещё и книжку про Тома Сойера не прочёл, а дом такой, «с привидениями», уже присматривал.

И вот что удивительно, город моего детства был сплошь почти деревянным, и развалюх вокруг сколько угодно, но во всех обитали-ютились люди, а заброшенных домов было – поди сыщи. Однако два юных тоболяка нашли. Неподалёку от речки Слесарки.

Строение ушло в землю по самые окна. Крыша провалилась. Стены перекосились. Сама избушка и крохотный дворик утопали в губительных зарослях лопуха, бурьяна, крапивы и ещё какой-то остролистной травы-муравы. Останки забора держались только благодаря торжествующим зарослям неистребимого тальника… А вот ворота выглядели ещё ничего.

Эти ворота старых тобольских домов-домишек…Теперь их и не осталось, но вы-то, уважаемый читатель мой, помните… Так вот, ворота пока ещё стояли. Столбы находились в положении «шаляй-валяй». Нижний край выщерблен­ного временем полотна створ врос в дёрн. Но всё одно, было видно – ворота заперты, хозяев нет. На левом столбе еле держалась на одном гвоздочке жестяная звезда.

Не стану врать – мальчишки и тогда уже знали, что символизирует этот знак. Такие звёзды лучились на многих домах города. Небольшим оправданием последующего поступка может послужить то, что обычно они были заботливо выкрашены красным, а эта сливалась цветом с выветренным деревом и уже почти отвалилась сама собой.

В общем… Безмозглый следопыт вскарабкался на основание столба, кое-как дотянулся и… сорвал ржавую железку.

Возвращались с «трофеями». Один сшибал репейные головки подобранным в доме прутом-стяжкой от железной кровати. Другой нёс звёздочку.

На лавочке в растянутой салатного цвета майке-алкоголичке и штатных трениках грел субботнее похмелье своё Генка-голубятник. Обитатель соседнего дома, которого весь район, от пристани до горы, считал никчёмным человеком. Возраст его был за тридцать. Где-то чего-то разгружал. Вроде как был и судим «по малолетке».

– Э, шкеты! Чё гуляем? Бороздим просторы мирового океана?

Гена, как и всякий праздный человек, был неизменно благодушен и любил поболтать с прохожими, пусть даже и с парой огольцов… А заметив в руке у одного из «бороздителей просторов» нечто пятиконечное, он, казалось, ничуть не удивился и так же равнодушно спросил: «Чё, где железку подобрал?» Выслушав же сбивчивый ответ, поднялся и шагнул во двор: «Чё, посмотрим, чё за звезда».

Сарай, принадлежащий сему почтенному человеку, венчала голубятня, но речь сегодня не о птицах… М-да… Гена закрепил пятиконечную жесть в тисках, слегка прошёл по ней напильником, потом крепче – стальной щёткой. Поднёс ближе к свету, сощурился, колупнул край надтреснутым ногтем. Показал крупицу чёрной краски… Потом нашарил в недрах инструментального ящика кус наждачки

– Это, ничё сохранилась – суриком крыли. Ты, давай, прошкури её как следует.

И пока юный вандал пыхтел, выполняя поручение новоиспечённого наставника, тот выдал неожиданно связный монолог:

– Вот, знаешь… Война же была. Вот тогда из дома, где вы сегодня лазали, вышёл парнишка, может и взрослый мужик. Он ушёл на фронт… А к воротам прибили эту вот звезду. Пионеры какие прибили или даже, может, сын его. Потом того мужика убили – народу там, на фронте, покосили тучу. Ну и вот тогда жена его или мамка и обвела эту звёзду чёрной краской. Это такой знак был, что убили в этом доме кого-то. На войне убили… Потом они жили. Каждый год подкрашивали звезду. А потом, наверно, померли или уехали куда, далеко. Дом ихний развалился. А вы сегодня пришли, звезду оторвали.

Общими усилиями довели памятный знак до ума. Красную краску было доверено наносить главному виновнику происшествия. Траурный кант хозяин сарая выводил самолично.

А уже на следующий день они втроём пришли к тому дому. Никчёмный человек Генка и два семилетних огольца. На столбе был сделан затёс, и на ожившей внезапно деревянной плоскости загорелась пятью лучами красная звезда в чёрном обрамлении… И столб сколько смогли поправили-выпрямили, вбив с одной стороны в землю подходящий брусок.

Научил ли кого-то чему-нибудь этот случай? К чему я вспомнил эту историю?.. Не знаю – вспомнил просто и всё.

А дом тот с воротами не прожил и пары лет после совместной акции. И мы (то есть, не мы – те мальчишки) никогда не узнали, кем были его хозяева и как их звали…

Дмитрий КАРАСИЕР
Дмитрий АЛФЁРОВ (рис.)