Медиакарта
13:13 | 4 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Звезда рыбака

Звезда рыбака
13:14 | 09 июля 2010
Источник: Наша жизнь

Присутствие серебристого карася в гербе Казанского района далеко не случайность. Со времени освоения территории нынешнего муниципального образования (а это более 250 лет) добыча рыбы наряду с землепашеством и скотоводством была основным видом деятельности казанского крестьянина. В трудные годы, когда случиались засуха или мор скота от болезней, спасала от голода рыба, а вернее, этот самый серебристый карась, водившийся в бесчисленных озёрах лесостепной сибирской полосы.

Варёный, пареный, жареный, запечённый в пирогах, он после хлеба и картошки неизменно присутствовал на скудном крестьянском столе. Кто-то ловил карася между основным делом – работой в поле или на ферме, кто-то становился профессионалом, зарабатывая на жизнь исключительно рыболовством. До сих пор по берегам Яровских озёр, Кабаньего, Безрыбного обнаруживаешь следы землянок, в которых дневали и ночевали рыбаки. Самой главной снастью рыбацкой были сети, которые долгими зимними вечерами чуть ли не в каждой семье вязали мужики, передавая это искусство сыновьям. Жена прядёт шерсть да носки вяжет, муж снасти рыбацкие готовит к лету. На рынке сбыта проблемы с реализацией карася были. Уж больно привередлив местный житель. Помнится, вдоль центральных магазинов сидели с вёдрами жёны рыбаков, прикрывая товар от солнца листьями лопухов.
То и дело слышались диалоги.

Откуда карась?

Дак с Безрыбного.

Свежий?

Свежий, свежий. Вишь, ишо хвостом трепыхает.

Костлявый, поди?

Да ты что, милая. Когда на Безрыбном костлявый карась был?! Давай, бери. Смотри, какой икряной!

Продавали не на вес, а поштучно – десятками. Крупный карась – пятьдесят копеек десяток, средний – тридцать.

С появлением неводов организуются небольшие артели рыбаков. И уже не только летом, но и зимой черпают карася из озёр.

Революция в рыбном промысле района произошла в конце 70-х годов, а если быть точнее, в 1967 году, когда состоялось открытие первого в стране озёрного рыбозавода. Создание Казанского рыбозавода было своего рода экспериментом, который должен был доказать возможность разведения в естественных водоёмах ценных пород рыб. Так появилась в казанских озёрах пелядь, чир, муксун, толстолобик, белый амур, карп. Они через десяток лет составили серьёзную конкуренцию карасю-аборигену. Промышленное рыбоводство и рыболовство стало в экономике района одной из значимых сельскохозяйственных отраслей. Нет, я не оговорился. Рыбоводство причисляют к сельскохозяйственной отрасли и руководит ею в масштабах региона областной департамент по развитию агропромышленного комплекса (АПК). Это не случайно. Директор ЗАО «Казанская рыба» Владимир Александрович Кариковский в беседах с журналистами разного уровня всегда старается подчеркнуть эту связь.

Успех нашей отрасли, – говорит он, – на 50 процентов зависит от климатических условий и на 50 – от профессионализма и удачи.

Весной земледелец мечтает о том, чтобы положить семена в хорошо увлажнённую удобренную почву. Мы мечтаем выпустить личинку пеляди в до предела заполненное водой озеро, богатое биомассой. Плохо, когда зерно ложится в сухую землю, плохо, когда зарыбливается обмелевшее озеро. Насколько жара отрицательно влияет на посевы, настолько она отрицательно влияет и на рост личинки и молодняка рыб. От погоды зависят в конечном итоге и урожай, и объёмы выловленной рыбы. К бедам рыбаков добавляются ещё и зимние заморы. Такие, как в минувшую зиму. Около 95 процентов рыбы погибло на Яровских озёрах, 90 процентов – на Сладком.

Озёрное рыбоводство (вопреки расхожим суждениям) никогда не было высокоприбыльным. И если оно в советские времена существовало более или менее безбедно, то только исключительно за счёт дотаций государства. Тогда оно из своей казны доплачивало своим рыбоводческим предприятиям за каждый килограмм выловленной рыбы весьма значительные добавки. Их, этих добавок, хватало и на обновление основных средств, и на строительство производственных мощностей, и на весьма высокую по тем временам заработную плату рыбакам. Всё это, к сожалению, в прошлом. Ныне государство в помощи рыбакам отказало. Не государственные вы люди, рыбаки! Ищите богатых инвесторов, выстраивайте с ними взаимовыгодные отношения. Вы же теперь ЗАО, ООО. Хорошо, если найдутся инвесторы, как это случилось в Сладковском районе, а если нет?

Три года назад на территории ЗАО «Казанская рыба» появился остов будущего перерабатывающего рыбного комплекса. Остов за год оброс стенами и превратился в весьма крупное по районным меркам промышленное здание. Два года стоит оно как напоминание, что когда-то плодотворно работала программа «Содружество», которая инвестировала крупные капиталы нефтяных и газовых предприятий Севера в развитие промышленности и сельского хозяйства юга области. Но настали трудные времена. Мировой кризис заставил затянуть пояса даже нефтяных и газовых магнатов. На фоне резко сокращающегося объёма производства сошли на нет практически все инвестиционные программы, в том числе и региональная программа «Содружество». Нет, в неподходящее время было начато строительство рыбоперерабатывающего комбината в ЗАО «Казанская рыба». Стройка перешла в разряд долгостроев. Как дамоклов меч висят над предприятием многомиллионные банковские кредиты, съедающие всю прибыль, которую оно получает от производства и реализации рыбной продукции. Не обновляется рыболовная техника, снасти, не растёт заработная плата добытчиков. Стыдно говорить, но получают рыбаки сегодня за свой неимоверно тяжёлый труд даже меньше, чем рядовой чиновник районного уровня. А в каких условиях работают?! Много лет подряд, начиная с середины августа, на озере Якуш начинается лов пеляди ставными неводами. Работают рыбаки мини-вахтовым методом. Несколько дней на берегу живёт одна половина бригады, потом её сменяет другая. Коротают время в вагончиках, которые эксплуатируются по 20–30 лет. Никаких, даже элементарных, удобств. Ни умыться, ни побриться. Чего уж говорить о тёплом душе и прочем. Всё, как полвека назад. Сколоченный из досок стол, вкопанные в землю скамейки, костровище с подвешенным над ним котелком для ухи. Для приезжающих посмотреть на труд рыбаков, это как романтика, экзотика. Но такой романтикой и экзотикой можно наслаждаться день-два.

В последнее время в народе ходят слухи о скорой кончине ЗАО «Казанская рыба». Особенно муссировались они в конце минувшего года, когда областной департамент по развитию АПК объявил конкурс на право заключения договоров о предоставлении рыбопромысловых участков для осуществления товарного рыбоводства. Не буду обременять читателя подробностями условий, на которых можно было выиграть этот конкурс на право аренды того или иного водоёма. Приведу лишь несколько данных. Так, в Казанском районе на конкурс было выставлено 35% представляющих рыбоводческую ценность озёр. В этом числе были девять озёр, которые арендовало в то время ЗАО «Казанская рыба». Интрига конкурса заключалась в том, что на озёра наших соседей-бердюжан и сладковчан было по одному претенденту и плата за право аренды была чисто символической – одна тысяча рублей. А вот на казанские озёра претендентов было хоть отбавляй. Это и те же сладковские рыбаки, которые, имея солидных спонсоров, могли не постоять за ценой. Это и солидные дяди-толстосумы из Тюмени. Словом, в одночасье ЗАО «Казанская рыба» могло лишиться самых ценных водоёмов, поскольку способно противопоставить деньгам только высокий профессионализм коллектива, многолетний опыт рыбоводства на родных озёрах. Благо, что в комиссии сидели здравые люди, которые были убеждены в том, что деньги хоть и решают многие проблемы, но в конечном итоге всё зависит от коллектива. Ведь не случайно рыболовецкие бригады нашего района приглашают на зимнюю путину в Сладковский, Бердюжский районы, а рыбоводов в те же районы – в качестве консультантов. Давно стали легендой Казанского рыбозавода бригадиры М.Шальнев, Т.Шиповалов, П.Черепанов, Ю.Телушкин, В.Дудоладов, Г.Мальцев, В.Крюков; рыбаки В.Селезнёв, А.Баластров, С.Данилин, А. Гусельников и многие другие. К этому списку можно добавить и фамилии ныне работающих рыбаков и переработчиков.

Итоги конкурса для казанских рыбаков были утешительны. Право аренды на 20 лет ЗАО «Казанская рыба» получило на озёра Малое и Большое Кабанье, Полковниково, Безрыбное, Большое Сетое, Малое и Большое Яровское, Сладкое, Убиенное, Малое Дубынское. Получило право водопользования озёрами Татарское и Стеганец ПУ-55, где в скором времени открываются группы по подготовке профессиональных рыбаков озёрного лова. Это весьма кстати. На сегодняшний день в двух бригадах ЗАО «Казанская рыба» из 28 человек только шести рыбакам меньше 30 лет. Остальным от 40 до 50 и даже больше. Статус арендатора озера Зарослое оставило за собой НП «Сокол». Несколько озёр северо-западной зоны переданы охотничьему хозяйству.

Появление новых рыбоводческих хозяйств, несомненно, пойдёт на пользу развитию отрасли. Конечно, большой конкуренции они «Казанской рыбе» не составят. Это предприятие было, есть и будет основным поставщиком рыбной продукции потребителю. Шестьсот тонн вылова рыбы, из которых 200 тонн составила пелядь, 56 тонн – карп, 50,4 тонны – окунь и 298,6 тонны – карась – таков итог работы ЗАО «Казанская рыба» за минувший год. Это тот средний показатель, который держится уже много лет. Бывает больше, бывает меньше. Но проблемы у предприятия не столько в объёмах вылова рыбы, сколько в её переработке и ассортименте. Непереработанную рыбу реализовывать становится всё сложнее. Нарасхват идёт свежий карась, особенно в апреле-мае. Пелядь расходится в любом виде, пользуется спросом и живой карп. А вот мороженую рыбу потребители берут неохотно. А ведь основная часть вылова приходится на зимнюю путину.

По словам главного рыбовода Николая Анатольевича Никонова, рыбоводство на озёрах, арендованных ЗАО «Казанская рыба», сегодня ведётся, исходя из потребностей рынка, ну и, естественно, из затрат на выращивание того или иного вида. Стал, к примеру, востребованным окунь – увеличили его выращивание. Так что чёткой, научно обоснованной системы использования водоёмов для товарного рыбопроизводства нет. Вернее, нет её в действии. Предложения же учёных, базирующиеся на многолетних исследованиях, лежат в шкафу рыбовода и ждут своего часа.

Проблем, решаемых и нерешаемых, у рыбаков много. Решаемые – это те, которые исчезнут с улучшением финансового положения предприятия. А вот к какой категории отнести проблему браконьерства? Браконьерства как массового явления в районе не существовало до появления рыбозавода. Ловили рыбу все, кто жил рядом с озером и рекой, кто имел тягу к рыбалке. Ловили для себя, излишки соседям отдавали. Но могли отдать карася, чебака, которых водилось в избытке. Щуку, линя – это себе. Деликатес. С появлением в озёрах пеляди – рыбы, превосходящей по вкусовым качествам все виды аборигеновых рыб, пользовавшейся повышенным спросом и реализуемой по цене почти в 3 раза дороже, чем карась, – появились и браконьеры. Рост их числа сдерживался только отсутствием транспорта. Мотоциклы с колясками, не говоря уж о легковых автомобилях, были наперечёт. Причём главными браконьерами в ту пору, как ни странно, были руководители разных рангов, имевшие в своём распоряжении служебный автотранспорт. Выражение «поехали на лося» сменилось более современным «поехали на сырка». Всё имеет своё начало и продолжение. Потянулся за начальством и простой люд. Но наиболее массовым браконьерство стало в 90-е годы, когда с прилавков магазинов исчезли продукты и товары первой необходимости, когда есть стало нечего. Рыба стала незаменимым продуктом питания. А бартер? А подношение подарков в виде копчёного сырка, который сотнями килограммов уходил в Тюмень? В годы развала социалистической экономики, обнищания народа уже не только сырок, но и карась стали для многих сельских жителей основным источником существования. Говорят, что с ростом благосостояния браконьерство исчезнет. Вряд ли. Браконьерство, как и мафия – бессмертны. Привычка как вторая натура. Жажда халявы, нетрудового дохода – основные двигатели браконьерства – неистребимы. По подсчётам специалистов, работников рыбоохраны, в районе ежегодно около одной трети объёма выловленной рыбы добывается незаконно.

У каждого человека в жизни есть звезда. Её называют по-разному, ей посвящают стихи и поэмы, пишут романсы, к примеру, «Гори, гори, моя звезда», «Звезда пленительного счастья», «Звезда надежд и вдохновения». Есть своя звезда и у людей суровой профессии – рыбаков. Звезда рыбака. Она ярко горит на утреннем небосводе, предвещая удачу, она закрыта облаками и дождём в непогоду. Она, как огонь спасительного маяка, вселяет в рыбака уверенность и надежду. Пусть же эта звезда горит ярко, не меркнет и не скрывается за жизненными бурями и невзгодами.

Счастья вам, рыбаки!

С уважением к вам и вашей профессии любитель-рыболов и журналист

Леонид АНДРЕЕВ. Фото автора