Небо над Зарекой затянуло дымом. В домах от взрывов дребезжат стекла. Закладывает уши от пушечных выстрелов. В какой-то момент хочется закрыть голову руками и сползти вниз, укрывшись за гранитным бортиком набережной…
Но потом вспоминаешь, что густые черные клубы дыма, в которых тонет мост Влюбленных – это всего лишь эффект от дымовых шашек. Что пушка у бронетранспортера на противоположном берегу для безопасности направлена вверх и стреляет холостыми. Что в сегодняшней борьбе за одну из условных сталинградских высот никто не погибнет. Потому что это лишь инсценировка, которую кадеты специализированных военных классов города приготовили к 70-летию победы в одной из самых кровопролитных битв Великой Отечественной войны.
Так открыли в субботу на набережной областной патриотический фестиваль «Виват, Россия!». Вместе с сотнями тюменцев смотрю со ступенек, как советские солдаты переправляются на противоположный берег Волги… то есть, конечно, Туры.
Пехотинцев поддерживают с флангов два лыжных подразделения в маскхалатах. Вот один из лыжников упал под расстрельным огнем. Но нашел в себе силы подняться – и снова в бой. А впереди всех рвется занять высоту девчонка с красным знаменем – серьезная и сосредоточенная, с русой челкой, выглядывающей из-под шапки.
Смотрю на эту девочку, а вспоминается мне фронтовая медсестра Людмила Дедович – женщина, которая видела настоящий Сталинград. Мы познакомились, когда Людмила Николаевна отмечала свое 85-летие. Война для нее началась в 17 лет. Наверное, этому кадету с челкой сейчас примерно столько же.
Людмила Дедович рассказывала нам, как осенью 1942 года по призыву комсомола весь ее класс из Астрахани отправился на защиту Сталинграда. Девочкам дали медицинские сумки, и вперед – помогать раненым. Шел ноябрь, Волга еще не закрылась льдом. Медсестры грузили раненых на баржи. Немцы эти маленькие суда обстреливали, топили…
Бои шли за каждый дом, за каждый подвал и подъезд.
– Много раненых. Лютый холод. Наши бойцы – в бушлатах, телогрейках, теплых брюках. Попробуй вытащи такого с поля боя на своих плечах, когда в тебе всего-то сорок килограммов веса. Но надо было, и тащили, спасали! – так вспоминала Людмила Николаевна на встрече в тюменском госпитале ветеранов войн.
За те бои она получила две медали – «За боевые заслуги» и «За оборону Сталинграда». Вынесла на своих плечах десятки раненых с поля боя.
… Все это проносится в моей голове за какие-то десять минут, пока на льду разворачивается инсценировка. Вот наши солдаты под обстрелом пробиваются на противоположный берег и захватывают высоту. Молодец, русая челка, не подвела!
На глазах зрителей на льду разворачивается полотно «Родина-мать»…
Бой стих. Зрители, поглубже натягивая капюшоны от пронизывающего ветра и снега, начинают расходиться по домам. А кадеты (в том числе и те, кому пришлось играть роли «фашистов») вместе собирают в сугробах под кустами лыжи, оружие и экипировку, под руководством воспитателя детского морского центра «Алый парус» Дениса Чебыкина.
Это была, можно сказать, первая масштабная реконструкция войны, в которой участвовали кадеты «Алого паруса». Для участия в ней выбрали шесть десятков самых подготовленных бойцов.
Впереди у этих ребят полтора месяца фестиваля «Виват, Россия», в котором принимают участие команды школ, военно-патриотических клубов и специализированных классов добровольной подготовки (всего около восьмисот человек). Они сразятся в состязаниях по армейскому рукопашному бою и в стрельбе из пневматической и мелкокалиберной винтовок. Примут участие в эстафете, посвященной Дню памяти погибших в Афганистане, и в конкурсе знаменных групп и почетных караулов. Будут и интеллектуальная викторина, посвященная Дню защитника Отечества, и конкурс литературных композиций. А также областные акции «Тепло родного дома» и «Наша общая Победа»…
Будет много испытаний для юных воинов. Но лишь бы никогда не пришлось этим детям воевать по-настоящему!
… А я позвонила Людмиле Николаевне, чтобы узнать, как она поживает. Фронтовая медсестра Дедович жива, здорова, но кажется немного уставшей. В эти дни к ней в гости приходят журналисты тюменских и даже федеральных СМИ, которые хотят взять интервью у фронтовой медсестры, пережившей Сталинградскую битву.