Медиакарта
11:26 | 20 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Внеурочная деятельность в начальной школе

В клубе деловых и интересных встреч газеты «Знамя труда» состоялась встреча представителей образовательных учреждений района на тему «Организация внеурочной деятельности в начальной школе: первый опыт, проблемы, поиск решений». Цели - обсудить вопросы организации внеурочной деятельности в школах района, обменяться опытом, поделиться первыми результатами, послушать мнение родителей, озвучить проблемы и попытаться найти их решение.

В разговоре приняли участие ведущий специалист отдела образования Администрации Сорокинского района Е.М. Король, председатель районной Думы М.К. Поздеева, заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы № 1 Л.Я. Решетникова, представительница родительского комитета школы № 1 Е.В. Слюсарева, директор школы № 2 В.В. Сальникова, учитель начальных классов школы № 2 Т. А. Новосельцева, заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы № 3 Л.А. Щуракова, учитель начальных классов Ворсихинской школы Т.В. Волкова. Провела встречу редактор газеты «Знамя труда» Л.И. Дюрягина.

-Сегодня школа призвана осуществлять образовательную функцию и создавать оптимальные условия для успешной социализации учащихся в условиях воспитательной деятельности. Новый федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) представляет такое важное нововведение, как внеурочная деятельность. Организуется этот вид деятельности в соответствии с требованиями ФГОС, с ориентацией на достижение конкретных результатов, требования к которым указаны в стандарте. Осуществление внеурочной деятельности становится обязанностью школы и учителей, но для полноценной её организации в большинстве образовательных учреждений сегодня имеются ограниченные ресурсы. В таких условиях не может быть единых форм и подходов к организации внеурочной деятельности, а значит, каждая школа разрабатывает свою модель с учётом имеющихся условий и ресурсов.

-В начале нашего разговора на актуальную для всех школ района тему предлагаю уточнить понятие «внеурочная деятельность».

Е. Король: В нашем районе новые образовательные стандарты (или, как ещё по-другому их называют, стандарты второго поколения) начали внедряться с 1 сентября 2010 года. Хочется подчеркнуть, что они направлены, прежде всего, на воспитание личности, на достижение личностных результатов.

Первопроходцем в этом ответственном и нелёгком деле, пилотной площадкой для апробации новых стандартов начального образования стала школа № 2 (учитель Татьяна Афанасьевна Новосельцева), а в последующие годы к ней присоединились остальные.

Образовательная программа каждого учебного заведения состоит теперь из двух частей: учебной деятельности и внеурочной деятельности, которая учитывает особенности учащегося, направлена на реализацию и развитие индивидуальных способностей, интересов и склонностей учеников в разных видах деятельности. Внеурочная деятельность составляет отдельную часть учебного плана (до 10 часов в неделю по усмотрению администрации, исходя из возможностей школы) и осуществляется во второй половине дня. Организуется она в соответствии с требованиями ФГОС, с ориентацией на достижение конкретных результатов, требования к которым указаны в стандарте. Всего в учебном плане выделено шесть её направлений: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно-полезное, проектная деятельность.

Реализовывать её в школах возможно либо силами учителя начальных классов (если он изъявит желание и найдёт в себе силы), либо привлекая других педагогов учебного заведения, а также учреждения дополнительного образования (интегративная модель). Для отдельных детей может быть создана индивидуальная траектория внеурочной деятельности. В этом случае в неё могут включаться занятия в музыкальной, спортивной школах.

-Как педагоги, первые рискнувшие освоить новые стандарты, справлялись с возникающими проблемами, и какова была реакция родителей на внедряемые школой нововведения?

Т. Новосельцева: Конечно, мы тщательно готовились к работе по новым стандартам: прошли обучение на курсах, самостоятельно разработали программу внеурочной деятельности на основе примерной основной программы с учётом образовательных потребностей и запросов обучающихся, вели разъяснительную работу с родителями.

В первый год я вела внеурочные занятия по краеведению по разработанной мною программе «Познаю мир» (1 час в неделю), а на остальных 9 занятиях, которые проводили педагоги Сорокинского центра детского творчества, всегда присутствовала с целью помочь им. С администрацией школы мы постоянно корректировали расписание. Всё необходимое для занятий приобретали родители.

По словам родителей, дети сильно уставали в первое время. Придя из школы, сразу ложились спать, но потом привыкли, и сейчас многие просто не хотят уходить домой по окончании внеурочных занятий.

В начале работы приходилось проводить множество разнообразных диагностик (их присылали специалисты из г. Тюмени), оформлять большое количество бумажной отчётности, и эта работа поглощала много времени. Специалисты ТОГИРРО объясняли, что, поскольку мы являемся пилотной площадкой, необходимы тщательный мониторинг (наблюдение и регистрация данных) и анализ результатов. Они обещали также, что, проанализировав необходимость тех или иных форм диагностики и отчётности, уменьшат их объём и количество. И они сдержали слово. Сейчас в этом плане учителю легче.

Е. Слюсарева: Я присутствую здесь в двух лицах: как мама ребёнка, второй год обучающегося по новым стандартам, и как педагог дополнительного образования, третий год ведущий внеурочные занятия. Начинала работать вместе с Татьяной Афанасьевной и хочу сказать спасибо ей и директору школы Вере Викторовне Сальниковой за чёткую организацию работы.

Хочется также отметить, что к новшеству в виде внеурочной деятельности, когда дети стали оставаться в школе во второй половине дня для занятий по интересам, родители класса отнеслись очень адекватно. Придя на первое родительское собрание, мы, педагоги дополнительного образования, сразу почувствовали, что классным руководителем проведена большая подготовительная работа с родителями, они в курсе грядущих перемен и готовы помогать по мере своих возможностей. Например, все родители ответственно отнеслись к покупке материалов для ручного труда, поэтому работать и детям, и нам было легко и приятно.

Считаю, что год, который мы отработали с детьми второй школы, был очень плодотворным.

Сразу хочу сказать и от лица мамы ученика 2 класса, который второй год занимается внеурочной деятельностью. Думаю, что выскажу мнение большей части родителей, сказав, что нас устраивает нововведение в виде этой деятельности, так как мы спокойны за своих детей не только в первой, но и во второй половине дня, потому что они с пользой для своего развития проводят время и вовремя, полноценно питаются.

В. Сальникова: На начальном этапе подготовки к работе по новым стандартам родители не до конца понимали значение внеурочной деятельности в развитии своего ребёнка, но позже, когда работа эта началась, увидев первые результаты, они поняли, что это не просто кружки, а подготовка к изучению учебных предметов, развитие речи и мелкой моторики, воспитание личности ребёнка в целом. Немаловажно и то, что он (ребёнок) до 16.00 находится в учебном заведении под присмотром педагогов и два раза получает сбалансированное питание. Две мамы даже смогли выйти на работу вследствие того, что их дети были под присмотром во второй половине дня.

М. Поздеева: Я тоже хочу поблагодарить администрацию и педагогов второй школы за то, что в первый год работы по внедрению новых стандартов они ввели в курс дела сотрудников ЦДТ, показали, как нужно организовывать совместную работу по осуществлению внеурочной деятельности, помогли понять наше место и роль в этом процессе. Мы очень слаженно отработали в 2010/11 учебном году и со школой, и с родителями.

Е. Король: Здесь необходимо уточнить, что в 2010 году организовать внеурочную деятельность по интегративной модели было несколько проще, так как в районе по новым стандартам работал всего один класс (на базе школы № 2). А с 1 сентября 2011 года уже все первые классы района и второй класс школы № 2 перешли на обучение по стандартам второго поколения. С 1 сентября 2012 года по-новому стали работать уже все первые и вторые классы, а также 3 класс школы № 2. И везде необходимо было организовать внеурочную деятельность. Понятно, что такого количества педагогов дополнительного образования у нас нет, следовательно, каждому учебному заведению пришлось искать свой выход из положения.

-И каким был этот выход?

В. Сальникова: Проработав два года по интегративной модели внеурочной деятельности (взаимодействие школы с учреждениями дополнительного образования), мы пришли к выводу, что по организации подвоза педагогов (школа № 2 находится в отдалении от учреждений дополнительного образования) работать по данной модели для нас неудобно.

Обсудив эту проблему в коллективе, мы решили, что в 2012/13 учебном году сможем организовать внеурочную деятельность силами своих учителей начальных классов, поскольку они творческие люди, им по силам расширить знания детей, полученные на учебных занятиях.

Посоветовавшись, мы решили, что по нашей школе оптимально работать по шести направлениям, отводить на каждое по 1 часу в неделю - всего 6 часов (в прошлом году – 8 часов), так как педагогу необходимо время, чтобы качественно подготовиться к внеурочным занятиям.

Л. Щуракова: Мы работаем по интегративной модели внеурочной деятельности, поэтому основную нагрузку приняли педагоги ЦДТ. Удивляемся, как им удаётся откорректировать свою работу так, чтобы охватить всех, кто приходит заниматься (только у нас в 1 и 2 классах 23 обучающихся, но приходит ещё множество других детей из разных школ). Выражаем им своё уважение.

-Вы используете возможности исключительно ЦДТ?

Л. Щуракова: Не только. Социально-значимой (которую возможно реализовать через воспитательную работу, проводимую классным руководителем) и проектной деятельностью наши дети занимаются в школе со своими педагогами.

Л. Решетникова: У нас в первых - вторых классах 86 человек. Специальных условий для осуществления внеурочной деятельности нет. В прошлом году нас выручили педагоги центра детского творчества, а в текущем учебном году к ним присоединились ещё и специалисты Сорокинского центра физкультурно-оздоровительной работы «Сибирь», ведущие секцию «Здоровье». Но основная нагрузка лежит, конечно, на ЦДТ (его педагоги ведут для наших детей 10 кружков).

Не остались в стороне и наши учителя. Татьяна Фёдоровна Локшина, Татьяна Валентиновна Журавлёва, Валентина Александровна Данилова, Валентина Ивановна Губина ведут кружки «Во славу края и Отечества» (военно-патриотическое направление), «Исследуем мир вокруг нас» (проектная деятельность).

Т. Волкова: Я преподаю в двух классах – во втором и в четвёртом. Это добавляет трудностей в организацию внеурочной деятельности, приходится более чётко распределять время и силы. Выручает муж Леонид Михайлович Волков, который согласился 3 часа в неделю заниматься с моими второклассниками физической культурой. По 1 часу в неделю у ребят информатика и занятия с работниками Дома культуры. Остальные 5 часов внеурочной деятельности веду сама. Занимаюсь с детьми исследовательской работой, изучением родного края, веду кружок «Развивай-ка».

В процессе беседы было поднято ещё много животрепещущих вопросов и проблем. Педагоги и родители обменивались мнениями, высказывали предложения. В результате все сошлись во мнении, что необходимо проводить большую разъяснительную работу с родителями. В связи с этим В.В. Сальникова посоветовала снять видеофильм о начале работы по новым стандартам (в начале учебного года), подготовить репортажи с занятий по интересам в течение года и о результатах работы учащихся на конец года. В школе № 2, где такую работу сделали, впечатления родителей, посмотревших фильм и увидевших своих детей в развитии, были непередаваемы. Вопрос о том, зачем нужна внеурочная деятельность, больше не звучал. Более того, родители сами стали вносить предложения по улучшению её организации. Полезен будет такой фильм и для родителей будущих первоклассников, так как снимет много вопросов.

Среди проблем, связанных с организацией внеурочной деятельности, были названы такие, как недостаточное количество квалифицированных специалистов, отсутствие дополнительных помещений, удалённость деревень от райцентра, проблемы, связанные с подвозом детей. Говорили о необходимости привлечения к работе с детьми культработников и библиотекарей, сотрудников центра физкультурно-оздоровительной работы «Сибирь».

ПО ОБЩЕМУ МНЕНИЮ, встреча прошла с пользой. Каждый присутствующий взял для себя из разговора что-то полезное, а что-то важное и интересное рассказал коллегам. Были намечены пути решения некоторых из выявленных проблем.

Педагогам нужно чаще встречаться, приглашать на эти встречи родителей, обмениваться опытом, совместно искать решения для достижения главной цели – воспитания Личности.

Фото Т. Бычковой.

Автор: Марина ЛАКМАН.