Медиакарта
15:39 | 20 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Центр "Мозаика" - к вашим услугам!

Конкурс социально-предпринимательских проектов «Воплощай идеи в жизнь!», организаторами которого были Благотворительный фонд развития города Тюмени, администрации Сорокинского и Голышмановского муниципальных районов, проходил в августе - сентябре 2012 года.

Организаторы преследовали несколько целей - поиск и поддержка молодёжных инициатив, развивающих социальное предпринимательство, предлагающих эффективные подходы и технологии в решении социальных проблем своих сообществ.

На конкурс поступили три заявки, две из них из Сорокинского района. Татьяна Нетаева предложила на суд жюри бизнес-проект по созданию в районном центре детского развивающего центра «Мозаика», работающего по методике Монтессори, ребята из кружка «Умелец» со своим руководителем (Готопутовской школы) представили программу по приобретению оборудования для своей деятельности.

Итоги конкурса подведены в конце прошлого года. Сибирский центр общественных инициатив г. Новосибирска поддержал названные бизнес-проекты и просубсидировал умельцев на сумму 25 тысяч рублей, а центру «Мозаика» выделил материальную поддержку в сумме 64500 рублей. Дополнительно Сорокинский благотворительный фонд детскому развивающему центру выделил 110 тысяч рублей.

Восьмого февраля состоится открытие развивающего центра «Мозаика», который расположился в детско-юношеской спортивной школе «Сибирь».

Сегодня у меня в гостях молодая мама, автор проекта ТАТЬЯНА НЕТАЕВА. Татьяна родилась и выросла в Сорокино, окончила школу, в дальнейшем получила два высших образования, сегодня воспитывает дочь Ульяну. И разговор, конечно же, пойдёт о работе центра, о детях и о роли родителей в их воспитании, о системе воспитания, предложенной в первой половине XX века итальянским педагогом, учёным и мыслителем Марией Монтессори.

-Татьяна, что сподвигло вас на эту идею? С чего всё началось?

Т. Нетаева: Почему детский центр? Когда родилась моя доченька, я начала искать литературу про развитие и воспитание детей. И обнаружила книгу Масару Ибуки "После трёх уже поздно". Для меня это было просто открытие, я начала читать другие книги по раннему развитию, изучать методики, одновременно пробуя на Ульяне какие-то развивающие игры, и поняла, что она с удовольствием впитывает всё, чем мы с ней занимаемся. Ульяне было несколько недель, когда мы с ней начали слушать классическую музыку, мы пели ей и танцевали. С 10 месяцев начали ходить в детский развивающий центр, хотели просто попробовать, а Ульяна не захотела уходить. Она была самой маленькой по возрасту, и до сих пор все педагоги детского центра вспоминают Ульяну и удивляются её успехам. Многие развивающие игрушки купили домой, что-то сделали своими руками. Но, конечно, всё, что может дать детский центр в плане и игрушек, и методик, и советов профессионалов, ни одной маме не под силу. Нас учили, как успокаивать внезапную истерику, как научить с удовольствием прибирать свои игрушки после игры. Причём всё это делается в ненавязчивой форме, и ребёнок ощущает абсолютную свободу и ответственность за то, что он делает. Сейчас Ульяне 2 годика, по оценкам специалистов, её психологическое развитие на уровне 3 лет, она знает все буквы алфавита, считает до 10, знает все цвета, очень много животных, рыб и птиц, сочиняет сама короткие стишки и сказки, знает наизусть много стихов и сказок, умеет классифицировать предметы, поёт, танцует, лепит, рисует, начинает проявлять способности к анализу, имеет прекрасную память, отлично говорит и строит предложения из 8 - 10 слов и много, много чего ещё. Конечно, я сама каждый день занималась с ней, но считаю, что педагоги детского развивающего центра оказали в нашем развитии неоценимую услугу.

-Вы считаете, что раннее развитие детей необходимо?

Т. Нетаева: Каждый ребёнок в момент своего рождения обладает огромным умственным потенциалом. Каждый день и каждый момент он занят приобретением новых способностей и умений. И те из них, которые понравились ему больше всего, он продолжает повторять снова и снова, чтобы получить удовольствие. Масару Ибука, автор бестселлера «После трёх уже поздно», директор Ассоциации раннего развития и организации «Обучение талантов», утверждает, что сравнение клеток головного мозга новорождённого и взрослого человека показывает, что в процессе развития мозга между его клетками формируются особые мостики-отростки. Клетки головного мозга как бы протягивают друг другу руки, чтобы, крепко держась друг за друга, откликаться на информацию извне. Период, когда связи между клетками формируются наиболее активно, - это период от рождения ребёнка до трёх лет. В это время зарождается примерно 70 - 80 % таких соединений. И по мере того как они развиваются, возрастают возможности мозга. Уже в первые шесть месяцев после рождения мозг достигает 50% своего взрослого потенциала, а к трём годам – 80%. Такие зрелые способности, как мышление, потребности, творчество, чувства, развиваются после трёх лет, но они используют базу, сформированную к этому возрасту. Таким образом, если в первые три года не образовалась прочная база, то бесполезно учить, как её использовать. Ребёнок развивается с потрясающей скоростью и физически, и умственно. Поэтому так важно, чтобы его развитие стимулировалось на каждой стадии. Младенчество – чрезвычайно восприимчивый период в жизни человека. То, что родителям кажется неважным и бессмысленным, ребёнок может воспринимать с такой чувственностью и силой, что этот опыт может стать основой всей его дальнейшей жизни. Раннее развитие – это некая программа действий, которую сознательно выбирают родители, чтобы максимально эффективно и как можно раньше раскрыть и укрепить все способности своего ребёнка.

-То есть, если начать развивать ребёнка с пелёнок, то можно вырастить гения, вундеркинда?

Т. Нетаева: Раннее развитие не ставит целью воспитание гениев, методики раннего развития ставят целью развить в ребёнке его безграничные потенциальные возможности. Цель раннего развития – не вырастить вундеркинда, а дать ребёнку шанс проявить всё заложенное в нём природой. Каждая мама хочет, чтоб её ребёнок, став взрослым, добился в жизни успехов, состоялся как личность, чувствовал себя свободным и уверенным всегда и во всём, сделал блестящую карьеру, преуспел в бизнесе. Методики раннего развития как раз и стремятся «не упустить шанс»: дать ребёнку в первые годы его жизни как можно больше всего, чтобы потом не упустить ничего.

-А разве мамы не могут самостоятельно заниматься со своими малышами? Разве для этого обязательно нужно посещать развивающие центры?

Т. Нетаева: Конечно, могут (более того, я считаю, что это просто обязательно) проводить с ребёнком занятия самостоятельно. Но могу сказать по своему опыту – это достаточно трудоёмкий и затратный процесс. Кроме того, как бы я ни старалась охватить все аспекты раннего развития, я всё равно не могу позволить себе купить все необходимые пособия. Очень сложно каждую ночь, уложив ребёнка спать, ещё два - три часа вырезать новые карточки, искать подходящие по возрасту моего ребёнка пальчиковые и развивающие игры, подбирать музыку, искать поделки, которые мы вместе с ребёнком можем сделать, и ей будет интересно. Поэтому считаю, что посещение развивающих центров приносит огромную пользу для нас и наших детей.

-Традиционные детские сады не справляются с задачами раннего развития?

Т. Нетаева: Безусловно, детские сады играют огромную роль в развитии детей: включение в коллектив, общение с ровесниками. Ребёнок в детском саду начинает понимать, что не все взрослые похожи на его родителей, что общаются они по-разному, что слушаться нужно не только родителей. Он начинает осваивать множество разных поведенческих моделей. Также в детском саду он учится строже следовать установленным правилам поведения и режиму. В детском саду его научат рисовать, лепить, собирать конструктор, решать головоломки, тренировать речь и память, слушать музыку и петь, бегать и делать зарядку.

Но ни в коем случае нельзя игнорировать особенности психики каждого конкретного малыша. Если родители видят способности своего ребёнка и понимают необходимость их развития, то только детский сад не может обеспечить нужный уровень творческого развития малыша.

В детских развивающих центрах (в отличие от групп детского сада) подход к каждому малышу индивидуальный, педагог выявит индивидуальные способности каждого ребёнка, кроме того, больше внимания уделяет его общему развитию.

В группах не более 7-8 детей, к тому же преподаватель нацелен на результат. Деток в детские развивающие центры принимают с 10-месячного возраста, каждый родитель определяет удобное время посещения и наиболее подходящую его малышу программу занятий. Несомненный плюс детских развивающих центров – это активное участие родителей. Когда мама всегда рядом, то это бесспорное удовольствие и чувство комфорта. А маме такие занятия (да к тому же при участии опытных психологов) помогают лучше разобраться в потребностях и желаниях ребёнка.

-Как же можно заставить учиться 10-месячного ребёнка?

Т. Нетаева: Андрей Маниченко, автор книги «10 законов обучения с пелёнок», рассуждает так: «Маленькие дети учатся по другим законам, нежели мы, взрослые. Нам, взрослым, надо всё объяснять. Самостоятельно овладеть чем-либо мы не можем. Кто в школе считается хорошим учителем? Тот, кто хорошо объясняет. А малышам бесполезно объяснять что-либо! Они ещё ничего не знают, и все наши объяснения для них непонятны. Малышам надо давать факты, а не пытаться их объяснять. Чем больше фактов воспринимает ребёнок, тем больше у него возможностей для размышления». Малыши делают то, что хотят, и не делают того, чего не хотят. Их бесполезно заставлять делать что-либо. Поэтому весь процесс обучения нужно строить таким образом, чтобы ребёнок сам хотел в нём участвовать. Он должен учиться, играя. Принуждать заниматься ребёнка нельзя.

-Наверняка у методик раннего развития есть много как сторонников, так и противников?

Т. Нетаева: Конечно, вы правы. Я сама, когда в первый раз привела свою дочь в детский развивающий центр в 10-месячном возрасте, услышала от большинства мам, которые привели своих более старших детей, что мне нечем больше заняться. Одним из самых распространённых заблуждений является утверждение, что раннее развитие лишает ребёнка детства. А что же такое безмятежное и беззаботное детство? Наверное, то, что малыша не нужно пичкать иностранными языками, математикой, чтением и другими школьными премудростями. Кроху, видимо, нужно оставить в покое и следить лишь за тем, чтобы он был ухожен, сыт и здоров. А развитие? И развитие, конечно же, должно быть естественным. Достаточно будет создать ребёнку развивающую среду. Давайте завалим детскую комнату игрушками. Вы думаете, что ребёнок будет на протяжении всего детства греметь погремушками или собирать пирамидку? Дети крайне непоседливы. Они разбрасывают те игрушки, которые мы им постоянно покупаем, и требуют всё время какие-то новые. Они не хотят оставаться одни. Их трудно чем-то занять. Как же создать для них нужные условия, чтобы «не лишать их детства»? Малыши – очень деятельные натуры. И если детство отождествлять с беззаботностью, с бездельем, то сами дети своей гиперактивностью выражают протест такому подходу.

-Мы не отнимаем у ребёнка детства,- говорят сторонники раннего развития. - Мы просто делаем это детство насыщенным, разнообразным и интересным. Ни одна методика, ни один автор не призывают заменить прогулки и игры обучением за партой. Речь идёт лишь о том, чтобы сделать прогулки образовательными, а игры развивающими.

-Татьяна, расскажите, что сможет дать ваш детский центр сорокинским малышам и их родителям?

Т. Нетаева: Детский развивающий центр «Мозаика» начинает деятельность с четырёх программ: это Монтессори-занятия «Вместе с мамой», занятия по английскому языку, творческая студия и комплексные развивающие занятия. Кроме того, центр будет оказывать услуги по проведению детских праздников. Также в планах проведение тренингов, которые гораздо эффективнее теоретических бесед. Планируем и открытие «Школы молодых мам» и Hand-made-класса для совместного творчества мам и их деток, занятия ритмики, дыхательной гимнастики, сказкотерапии, театрально-эстрадной студии, модного класса и другое. Планов очень много, думаю, что мамы, которые хотят вырастить талантливую, уверенную в себе, внутренне свободную личность, с энтузиазмом воспримут появление в Сорокино детского развивающего центра.

-А подробнее?

Т.Нетаева: Монтессори-класс «Вместе с мамой» будет работать с детками от 10 месяцев до 2 лет, от 2 до 4 лет. Отличительная черта этой методики – полная свобода ребёнка. Он сам выбирает, чем, как и в каком объёме ему заниматься. За деятельностью его наблюдают взрослые. Наряду с индивидуальными упражнениями на занятиях в Монтессори-классе ребёнок участвует в деятельности совместно с другими детьми.

Вторая программа под названием «Английская мозаика». Здесь будут работать три возрастные группы: от 3 до 4 лет; от 4 до 5 лет и 6-7 лет. Рисование, пение, ритмика, игры – на английском языке. На занятиях расширяется круг познания малыша, преследуется решение таких задач, как преодоление языкового барьера, тренировка памяти, развитие артикуляционного аппарата и т.д. Занятия проходят в игровой, непринуждённой форме. Дети играют, разыгрывают сценки и изображают героев из песен, рисуют, танцуют и поют. На занятиях с детьми старше их они расшифровывают письма с заданиями и викторинами, создают арт-объекты (главное – никаких учебников и прочих «скучностей»). Детишки учатся простым фразам и словам, а вместе с любимыми героями мультфильмов мир английского языка становится понятным, лёгким и очень интересным.

Третья программа носит название «Творческая студия». Все занятия в младшей возрастной группе (от 2 до 3 лет) направлены на развитие абстрактного мышления, дикции, координации движений, умение выражать свои мысли и чувства. На занятиях в старших возрастных группах (от 3,5 лет до 5, от 5 до 7 лет) дети будут создавать всё самостоятельно, занятия способствуют гармоничному развитию творческой личности, музыкальности, познанию окружающего мира и чувству собственной успешности.

Четвёртая программа – комплексные развивающие занятия «Мозаика успешности». Возрастная категория 4 - 6 лет. Здесь дети будут учиться читать по кубикам Зайцева, осваивать навыки письма и чтения, готовить руку к письму, осваивать математические понятия и др. Конечно, дети будут и лепить, и петь, и рисовать, но всё-таки занятия более направлены на интеллектуальное, нежели творческое развитие.

Дошкольный возраст – особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека. Это время активного познания окружающего мира, развития познавательных способностей.

Хочется надеяться, что мамы и папы заинтересуются нашими предложениями и станут постоянными гостями и близкими друзьями.

Автор: Елена КОРОЛЮК.