Медиакарта
21:32 | 18 сентября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Один из поколения победителей

В минувшую субботу, 2 февраля, глава района Е.М. Золотухин и его заместитель по социальным вопросам И.Г. Паутова, глава Прохоровского сельского поселения П.Г. Немков побывали у ветерана Великой Отечественной войны Никиты Сидоровича Белозёрова. Визит был приурочен ко Дню воинской славы России – разгрому немецко-фашистских войск под Сталинградом.

-Нет, нет – чуть дальше проезжайте: он с утра к дочери ходит - Александре Никитичне, посидит, поговорит – и к себе, говорит – свой дом всегда лучше, хоть в гостях и хорошо, - как видно, глава территории был в курсе жизни ветерана, а потому и взял на себя роль «штурмана».

Небольшой домишко, расчищенные дорожки, аккуратный гольничок – веник на входе…

-А мы уж заждались – отец даже волноваться начал: может, не приедут, всё пытает – про что рассказывать-то… - Александра Никитична встретила гостей у порога, проводила в чистенькие, прибранные комнаты, где нас ждал старый солдат.

Что сразу поразило – для своих неполных 97 (день рождения будет отмечать в марте) Никита Сидорович выглядел довольно бодро, а уж про трезвый ум и отличную память и говорить не приходится - с июня 1941-го по май 1945-го он мог рассказать всё едва не по минутам…

На попытки представить гостей, ветеран отмахнулся – «главу района знаю – в районке фотокарточку видел, его заместителя - тож, местный начальник забегает иногда», мельком глянул на незнакомца с фотоаппаратом, но уточнять не стал – видимо, понял, что «газетный». Уселись… Забыли самое главное - тяжеленный от орденов и медалей парадный пиджак! Евгений Михайлович Золотухин поздравил Никиту Сидоровича с Днём воинской славы, пожелал здоровья и всего самого доброго, Ирина Геннадьевна Паутова вручила ветерану тёплый плед, а глава поселения – роскошный букет цветов…

…Хотя мы и старались не напрягать вопросами, и уж тем более – не подгонять и не перебивать, Никита Сидорович, как показалось, торопился рассказать всё, что было более семидесяти лет назад. Чуть задыхаясь, с короткими передышками, но максимально подробно, как будто это было только вчера, «пролистал» страницы своей памяти…

Он родился в 1916 году, закончил 4 класса, а потом, как и большинство сверстников, начал зарабатывать самостоятельно, как и где придётся… По иронии судьбы всего за неделю до того дня, как фашистская Германия вероломно напала на нашу страну, Никиту призвали в армию. И хотя наши войска несли огромные потери и под напором агрессора вынуждены были отступать, молодых солдат не бросили в самое пекло, как «пушечное мясо», а отправили в строительный батальон…

-Заводы строили, перестраивали, машины ремонтировали, много чего делали… То в одно место перекинут, то в другое, - вспоминает ветеран. – А потом вдруг расформировали: водителей позабирали на танкистов переучиваться, у кого образования чуть больше было – на командиров пошли, а я с двумя сослуживцами попал под команду старшего лейтенанта, что недавно из тюрьмы выпустили – мол, должен искупить свою вину на фронте. Посадили нас на поезд - и как попёр он на запад! На чуть-чуть тормознул в Челябинске, потом - Куйбышев… Нигде препятствий проезду не было! Мы за сутки полстраны как будто пролетели! Потом уж выяснилось, что к Сталинграду все войска так быстро подтягивали – чтоб добить фашиста в окружении… Вот и получилось, что первого февраля мы в составе 78-ой дивизии были на марше. А второго, когда уж прибыли к месту выгрузки, вдруг загоняют эшелон на третий путь и… словно забыли про него. Нас покормили, солдаты отдыхать расположились… Командиры бегали, бегали – и тут новость передают: фашиста разбили в пух и прах! Сначала же окружили Паулюса там, а аккурат к февралю и капитулировали их войска в том «котле»…. Вот и получается – под Сталинградом то я был, а вот повоевать там не пришлось…

-Так ведь не это главное, - заметил Евгений Михайлович, - вам и других боёв хватило…

-Ну… Было что повидать… И пороху понюхал, и убивал, и нас убивали… Страшное это дело – война… В книжках, в кино – всё по-другому, всех ужасов не показывают… В бою человек зверем становится, а чуть струхнул – задавят, затопчут, застрелят. А жить хотелось… - и, словно, спохватившись, Никита Сидорович вновь перенёсся в прошлое. – Нас в Пензу из-под Сталинграда направили, одиннадцать суток в тупике около разбитого вокзала стояли – пока мост через реку делали… Доехали до какой-то станции. Под обстрел там попали – хорошо, что не бомбардировщики нарвались, а истребители – несколько заходов сделали, постреляли… Оттуда и погнали нас в степь пешим маршем… Под Михайловкой на Орловско-Курской дуге побывать пришлось – бои страшные проходили, нас там 18 человек из роты осталось. После переформирования перебросили под Белгород – там тоже тяжело было. Окружили нас там… А я тогда вторым номером у пулемёта был… Заклинило его… А тут обстрел… Миномётами фашисты здорово били… Первым снарядом пулемёт отбросило, а вторым блиндаж разметало и меня накрыло…

Ветеран тяжело задышал, заволновался… Эта часть военной биографии, как сказала Александра Никитична, всегда для него самая тяжёлая – в июне 1943-го именно под Белгородом, будучи контуженным, Никита Сидорович попал в плен.

Беседу пришлось прервать… Согласно архивной справке, составленной на основе трофейной фильтрационной карточке и регистрационного листа, солдат прошёл через лагеря в Харькове, Кременчуге, Кировограде, затем через Румынию был переправлен в Германию, где в городе Штутгарт, вместе с другими пленными, работал на паровозоремонтном заводе. И до сих пор в памяти почти столетнего человека его лагерный номер – 128043… Только в мае 1945 года Никита Сидорович Белозёров был освобождён из плена вошедшими в город войсками союзников. Четыре месяца он находился в фильтрационном лагере в немецком селе Рибниц, затем был репатриирован из английской зоны оккупации и только 15 октября 1945 года направлен на место жительства – в село Прохорово Армизонского района Тюменской области. Впрочем, как мы знаем из истории, - солдату ещё в какой-то мере повезло, ведь многих бывших военнопленных и на родине ждали лагеря…

…Много чего довелось повидать – пережить ветерану, однако, и это вновь вызывает неподдельное восхищение, едва отойдя от непосильного труда и полуголодного существования в плену, Никита Сидорович со всей оставшейся силой окунулся в работу. Да так, что к боевым наградам добавился звон уже мирных – орденов Трудового Красного знамени, Знак Почёта и медали «За трудовую доблесть».

…Ветеран всё порывался встать, проводить гостей, и только под мягким, но непререкаемым напором дочери остался на диванчике.

-Пусть посидит, отдохнёт… - Александра Никитична покачала головой. – Как повспоминает всё – так на неделю захворает, оно ведь всё так просто не проходит… Ничего – сдюжит! Он у нас крепкий, говорит – до сотни дотяну, а там посмотрим.

…Как это иногда бывает – половину обратного пути до райцентра, под впечатлением от только что прошедшей встречи с живым свидетелем Великой войны, мы ехали молча. Затем, словно очнувшись, глава района сказал то, что, по-видимому, было в мыслях у всех:

-Наверное, какая-то особая закалка была у того поколения, что они смогли и выжить, и победить…

Автор: Владимир МЕЛЕШКО