Медиакарта
2:18 | 21 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Магистры со школьной скамьи

Магистры со школьной скамьи
16:56 | 07 февраля 2013

В том, что наука может быть увлекательнейшим делом, которому учёные посвящают всю свою жизнь без остатка, я убедилась ещё в детстве.

Помню, как мама корпела, не щадя своих глаз, над микрофильмами с рукописными текстами, Бог знает какого века, дядя пропадал в своей физической лаборатории, занимаясь, причём весьма успешно, физикой твёрдого тела, троюродный брат, полярный академик, в ущерб своему здоровью провёл несколько лет в Антарк­тиде, а когда возвращался, баловал нас интересными рассказами, двоюродная бабушка была пионером в области ясельной педагогики: по её учебникам долгое время обучали на факультетах дошкольного воспитания. Кандидаты наук, доктора, члены-корреспонденты, академики, сколько их в моём роду, мне уже и не счесть. Главное, что все они жили или живут наукой, страстно, вдохновенно, преданно почти до фанатизма.

Побывав в очередной раз на биолого-химическом факультете ТГСПА им. Д.И. Менделеева, я открыла для себя ещё один постулат: науке, как и любви, все возрасты покорны. Нет, я говорю не о седовласых учёных мужах, образ которых в сознании многих стал уже стереотипом, а о детях.

Прошло уже почти полгода с тех пор, как на биолого-химическом факультете дан старт работе школы юного эколога. Точнее, сей образовательный проект называется «Школа выходного дня. Юный эколог». И финансируется он компанией СИБУР в рамках благотворительной корпоративной программы «Бизнес для экологии». Кстати, всего СИБУР финансирует девять проектов, разработанных на биохиме. Но сегодня речь о юных экологах.

Рассказать о работе школы я попросила декана факультета Людмилу Шешукову.

– Изначально мы планировали принять в школу юного эколога 30 учащихся 6 – 11 классов. Но перед открытием школы в неё записалось 50 человек, к тому же в процессе работы подходили новые ребята. Видимо, земля слухами полнится. А у нас город небольшой, так что новости быстро разлетаются. Затрудняюсь назвать точное число обучающихся в нашей школе сегодня. Для более эффективной научно-исследовательской работы юных экологов поделили по возрастным группам.

– Получается, что самые младшие исследователи – это шести­классники?

– Если бы! К нам пришло довольно много младших школьников. Всем им предстоит защищать свои работы. Кстати, практика показывает, что на защитах порой четвероклассник может быть убедительнее пятикурсника. Но что самое удивительное, школу юного эколога посещают ещё и воспитанники детсадов. Занимается с ними студентка пятого курса, правительственная стипендиатка Екатерина Романова. Групповые занятия с малышами исключены. Так что с каждым ребёнком Екатерине приходится заниматься индивидуально. Дети под её руководством проводят экологические мини-исследования по состоянию воздуха. Берут пробы, работают в лаборатории, проводя исследования. Всё, как у взрослых, только без сложной научной терминологии, которую им пока не осилить. Возможно, они тоже будут защищать свои работы.

– Кто работает со школьниками?

– Михаил Ваганов, молодой специалист, выпускник Челябинского государственного педагогического университета, и Алла Сивцова, кандидат биологических наук. С педагогами нашим ребятам повезло. Чаще всего вузовским преподавателям не просто найти общий язык с детьми. Но Ваганов и Сивцова – счастливое исключение. Они так увлекли ребят, что никто не хочет покидать школу юного эколога.

– А когда она закрывается?

– На 16 марта запланировано проведение конференции, на которой ребята представят свои исследования. Публичное выступление для них важный этап. Ну а что будет дальше, покажет время. Финансирование проекта заканчивается. Но юных экологов так захватили научные исследования, что они не хотят покидать школу, педагоги же готовы работать с ними просто на энтузиазме.

– Чему удалось обучить детей за столь короткое время?

– Ребята научились обращаться с инструментарием, навыкам, правилам научно-исследовательской деятельности. Каждый выбирал то направление исследований, которое ему было наиболее интересно. Работали они не только в лабораториях, но и выходили или выезжали за пробами воздуха, почвы, воды, снега. Исследовали влияние окружающей среды на экологию растений, животных.

Большой интерес у юных экологов вызвало знакомство с гео­информационными системами (космосъёмки через навигационные системы, картографирование). Под руководством Михаила Геннадьевича они занимались и геологическими исследованиями, и расширили свои знания по географии, которые тоже важны, так как экология стоит на стыке многих других наук.

Особо ценно то, что дети научились приёмам работы с научно-исследовательским оборудованием – основам титрования (анализу содержания отдельных компонентов в природной среде), работе со спектро­фотометром, иономером, PH-метром и др.

– Людмила Анатольевна, экологическое направление, тем более работа с детьми, для вашего факультета дело новое?

– Я бы этого не утверждала. Нашему факультету исполнилось 30 лет, столько же и экологическому образованию. А родоначальником его по праву можно назвать Нину Анатольевну Колесникову. С 2003 года у нас открыта аспирантура по экологии. С 2006 года мы стали обучать студентов по непедагогической специальности «Экология и природопользование». Уже осуществлено несколько выпусков.

Наши специалисты-экологи востребованы. Нынешний выпуск тому прямое доказательство – все экологи трудоустроены, за исключением одного, который призван на службу в армию.

Львиная доля наших выпускников – биологов, химиков, экологов трудится на Тобольской биостанции РАН. На протяжении многих лет наши преподаватели руководят научными секциями малой академии, созданной на базе Дома творчества, в лицее и других общеобразовательных учреждениях. Их воспитанники успешно выступали на конференциях различных уровней. А вот школа юного эколога у нас открыта впервые. И это добрый и нужный почин, потому что мы уверены, что экологическую грамотность лучше формировать с детства.

Анна ЩЕРБИНИНА
Юрий ПОПОВ (фото)