Мобильные сети предоставляют телефонным мошенникам особенно обширное поле деятельности, ведь мобильность оборудования заметно облегчает заметание следов преступления и уклонение от ответственности, а наличие современных услуг (например, перевода звонка) открывает дополнительные лазейки. В сфере мобильной связи интеллект и фантазия мошенников работают на максимальных оборотах.
Один из самых распространённых видов мошенничества — когда пользователю на сотовый телефон поступило СМС "Ваша карта заблокирована, служба безопасности, телефон..." Вы позвоните и спросите на вопрос, по какой причине заблокирована. Вам отвечает некто, называя фамилию, имя, отчество, представляясь «сотрудником службы безопасности»:
-По Вашей карте введён 3 раза неверно пин-код. Она утеряна?
Вы отвечаете:
–Нет.
Тогда Вам говорят, что карту можно разблокировать, если Вы подойдёте к ближайшему банкомату и, не вводя карту, позвоните сотруднику службы безопасности и попросите, чтобы он последовательно Вам объяснил, какую операцию выбирать. В таком стрессовом состоянии Вы забываете свой пин-код и набираете его несколько раз. Отказ. Тогда "сотрудник службы безопасности" спрашивает Вас, есть ли у Вас другая карточка, и Вы, не осознавая, говорите «да». И тут же он предлагает Вам помощь: пока карта заблокирована, можно перевести деньги на другую по такому телефону... Вы второпях (скопилась очередь) переводите свои деньги на его телефон. Набрав номер телефона, понимаете, что он отличается, тогда Вы понимаете, что Вас обманули.
В нашем районе произошёл аналогичный случай. Мошенники позвонили гражданину (назовём его «К») и сообщили, якобы его электронную карту заработной платы заблокируют, так как её пытаются вскрыть, просят не пользоваться ею временно. Затем через несколько дней снова звонят и сообщают, что с электронной картой всё в порядке, чтобы она функционировала, просят сообщить им номер пин-кода. Получив желаемое, мошенники начинают похищать деньги.
Будьте, пожалуйста, бдительны и несколько раз проверяйте любую информацию, которая может повлечь потерю денег и имущества. Перезванивайте в банк только по телефону, указанному на вашей карточке. Узнайте в офисе, с какого номера Вам могут позвонить из банка, чтобы сохранить его в телефонной книге и при легальном звонке прочитать по определителю не номер, а название абонента, например, «Банк». Знайте, что банкам несвойственно спрашивать по телефону ваши коды доступа и проводить денежные операции при телефонном разговоре. Банк никогда не пользуется обычными сотовыми номерами, у него есть короткие (900). Насторожитесь и прекратите разговор. Зафиксируйте чужие телефонные номера, которые участвовали в звонке, а также были Вам продиктованы, запишите фамилии и имена сотрудников, которые Вам представляются. Обратитесь в офис банка или в полицию с заявлением о подозрительном звонке!
По поводу сообщения о том, что Ваш родственник попал в беду (ДТП, совершил правонарушение или преступление), обязательно перезвоните ему или другим родственникам (жене, детям и т.д.), уточните, где он находится. Если есть подозрение в мошенничестве, то обязательно позвоните в дежурную часть полиции.
Не бойтесь обидеть кого-то, ведь речь идёт о ваших деньгах и вы вправе не доверять собеседнику из телефонной трубки!