Медиакарта
2:21 | 21 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Бронза памяти нашей

Бронза памяти нашей
09:16 | 11 февраля 2013

К годовщине смерти Фёдора Михайловича Достоевского

В центре старого Тобольска в октябре 2010 года появился памятник. Все мы знаем, как он выглядит. Все знаем, кого запечатлел в бронзе скульптор Михаил Переяславец.

9 февраля в России поминают Достоевского. Самого, пожалуй, известного в мире русского писателя. Он скончался в Санкт-Петербурге 28 января (9 февраля) 1881 года, не дожив нескольких месяцев до 60-летнего возраста. Был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. Короткий (всего-то 6 дней) тобольский отрезок жизни Фёдора Михайловича пришёлся почти на середину его жизненного пути. 29 лет от роду он прибыл в наш город – так входил он в свою первую каторжную зиму. Пробыл здесь до 20 января и отправился дальнейшим этапом в Омскую крепость.

В каторжанской суме, что влачил Достоевский, – Евангелие. Книгу принял он из рук жён декабристов – Муравьёвой, Анненковой и Фонвизиной. Кроме сакрального вложен в неё был и иной смысл (червонец, укрытый в переплёте, – большие по тем временам деньги).

После нескольких лет каторги и армейской повинности Фёдор Михайлович вернулся в Петербург и к сочинительству. Но наш город, конечно же, не забыл. Писал потом брату: «Хотелось бы мне подробнее поговорить о нашем шестидневном пребывании в Тобольске и о впечатлении, которое оно на меня оста­вило. Но здесь не место. Скажу только, что участие и живейшая симпатия почти целым счастьем наградили нас. Ссыльные старого времени (т. е. не они, а жены их) заботились о нас, как о родне. Что за чудные души, испытанные 25-летним горем и самоотвержением!»

А Евангелие он хранил до конца жизни своей, завещав передавать Книгу потомкам по мужской линии. Сохранился литературный набросок, датированный 13 сентября 1874 года. Называется он «Драма в Тобольске» и фиксирует историю, глубоко поразившую писателя в «Мёртвом доме». Это судебная ошибка, совершённая в отношении нашего земляка Дмитрия Ильинского, обвинённого в отцеубийстве и невинно осуждённого. И этот набросок впоследствии стал одной из основных сюжетных линий романа «Братья Карамазовы».

Обо всём этом в Тобольске, конечно, помнят. Памятником гордятся (некоторые даже и припадают к стопам его), охотно фотографируются подле, с удовольствием показывают гостям города.

И ещё… Не могу не процитировать из другого славного литератора: «...бывают странные сближенья… Воистину бывают».

В январе 2013 года в Тобольск из Санкт-Петербурга… Нет-нет, не по этапу, а совсем даже наоборот. Из Питера приехал к нам молодой театральный режиссёр Виталий Дьяченко. Приехал, чтобы поставить спектакль по повести «Дядюшкин сон», которую Фёдор Михайлович опубликовал после отбытия каторги, ссылки и армейской тягости.

– Почему выбрали Достоевского и отчего именно «Дядюшкин сон» – одно из самых «лёгких» творений гения?

В.Д.:

– Ну, мы как раз хотим флёр этой лёгкости сдуть и всерьёз поговорить о совести. О совести, которая утрачивается… И Достоевский умел это наблюдать, умел анализировать человека, как, может быть, никто другой. Вообще, это самый, на мой взгляд, театральный из русских писателей. И то, что он не стал драматургом, ничего не значит. Мышление Достоевского абсолютно театральное.

Достоевский никогда не перестанет быть актуальным ни для русской жизни, ни для русского театра. Он добирается, докапывается до вещей, которые архетипичны. Они есть в нас во всех. Мы все живём теми же самыми страстями, страстишками, трагедиями, трагедишками, которыми живут персонажи Достоевского. – Собираясь в Тобольск, вы уж, конечно, знали о пребывании здесь Фёдора Михайловича, про Евангелие, про… 10 руб­лей, наконец?

В.Д.:

– К стыду своему – не знал. Был удивлён, обнаружив здесь памятник. С удовольствием услышал острожную историю с Евангелием и жёнами декабристов. Что ж, не просто видим Фёдора Михайловича в бронзе. Читаем книги. Ждём театральной премьеры… Живой.

Дмитрий КАРАСИЕР Юрий ПОПОВ (фото)