Медиакарта
18:57 | 27 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

И тянется воспоминаний нить

В маленькой горнице – кровать с кружевным покрывалом и пирамидой подушек, герань на окнах, сундук у стены... Кажется, время остановилось в стенах этого старенького, но очень уютного и ухоженного домика. Хозяйка его – Зинаида Андреевна Бородулина, ещё в прошлом году перешагнула свой девяностолетний рубеж. Сохранила ясный живой ум, память, не растеряла душевную щедрость, любовь к людям. Нелёгкий путь ей пришлось пройти.

Родилась Зинаида в Малышенке, в семье было пятеро детишек. Рано осиротели, умер отец. Работали в колхозе сызмальства:

– Хлеб на колосу, а мы, как мураши, полем поля. Лён, коноплю сеяли. Пока всё не приберём, в школу не ходили, учиться начинали только с первого октября.

Когда началась война, двух сестёр Зины мобилизовали. Одна погибла на фронте, была медсестрой, другая всю войну работала на военном заводе в Омске, её теперь тоже нет в живых. Зинаиду вместе с другими девчатами отправили учиться, много их набралось из соседних районов: Аромашевского, Бердюжского. Осваивали мужские профессии всего за месяц: кондуктора, стрелочника, машиниста. И кочегарами девушки работали, после войны уже их мужчины сменили. Курсировали они от Ишима до Вагая, от Омска до Ишима. Зинаида больше шести лет работала старшим кондуктором на пассажирских поездах. Во время войны немало людского горя повидать пришлось.

– Когда везли эвакуированных, очень много их гибло в пути. Все голодные, а на станциях продают варенец, лепёшки. Особенно молоко очень вредно для ослабленных людей. Случаев дизентерии много из-за этого было. Помню, как в товарных вагонах везли, как говорили, солдат из власовской армии охраняли их днём и ночью. Девчонки плачут, кричат: «Мы не виноваты...» В окошко письма бросали, чтоб хоть кто-нибудь подобрал и в почтовый ящик бросил. Летом раненых солдат в санитарных вагонах везли: жара, духота, все пить просят, стонут... Вот и мечешься между ними, помочь-то каждому хочется. Пуще того умоляли, чтобы родным хоть несколько строчек написать, что живы пока.

Замолчала Зинаида Андреевна, смахнула близкие слёзы. И вдруг – улыбнулась, вспомнила, что в молодости всё казалось преодолимым:

– Раньше -то морозы были не то, что теперь, градусов за тридцать, валенки промочишь – пока вагоны проверяешь, ноги пристынут так, что отодрать их не можешь. Нам однажды выдали тулупы, длинные такие, лохматые, так мы с девчатами их сзади постригли, напряли шерсти, да носков себе навязали.

Три раза, как говорит Зинаида Андреевна, от смерти Бог спасал. Крестили Зинаиду в Малышенской старой церкви. Красивая она была, каменная. На колокольне один большой колокол и четыре маленьких, ребятишки часто забирались наверх, чтобы посмотреть, как Вагай во время паводка разливался. Как вспоминает Зинаида Андреевна, два священника служили: отец Иван и отец Фёдор. Церковь в войну-то выстояла, там зерно сушили, картошку, её уже позднее разрушили. А она ведь всем миром построена была, кирпичная кладка на яйцах. До сих пор в реке огромный кусок от той кладки остался, ничем не могли разломать, сбросили в омут, так он по сей день не размок.

– Самой главной молитве научила меня бабушка: «Отче наш», говорила, она от всех бед спасёт и сохранит. Я так и делала. Как в поездку – сначала молитву прочту, а потом – в путь.

Сложилась семья у Зинаиды Андреевны, пятерых детей с мужем-фронтовиком вырастили. Прожили вместе душа в душу 28 лет, но в 1954 году овдовела, сейчас сама ветеран войны и труда. Глядит на жизнь вокруг и надивиться не может:

– Чего людям не хватает? Вроде хорошо живут, а радости нет. Золотой хлеб едят, а он, этот хлеб, их самих ест. Раньше обуть-одеть нечего было, мёрзлой картошке радовались, каждому колоску в поле, но дружно жили, весело. Гуляли и по двадцать человек, с песнями, танцами. А сейчас пьянка – самая страшная болезнь, одни скандалы да драки из-за неё в семьях. Людям доброты не хватает, отзывчивости. Каждый заботится о своём благе и за других порадоваться не умеет, только завидует. Оттого и нет покоя. И лень ещё людей одолевает. Я вот старуха, а терпеть не могу, чтобы хоть травинка в огороде. Во дворе каждую неделю мету, убираю. Раньше наша Малышенка такая чистая деревня была, трава зелёным ковром улицы застилала, а сейчас нет порядка, некоторые так прямо возле домов помойки устраивают, как только им не совестно...

Весна уже на подступах, а значит, впереди огородные хлопоты, они для Зинаиды Андреевны в радость. На небольшом своём участке сама выращивает и огурцы, и помидоры, и клубнику. Ещё с осени внесла удобрение: золу, заложила парничок. Делает его так: траву, ботву укладывает в кучу, всё это преет, а по весне горячей водой прольёт, новой земли добавит – вот и гряда получается, так же «горит», не хуже навозной.

– И вы, девчонки, тоже так делайте, – даёт совет малышенская долгожительница.

Мы только переглядываемся: далеко до такого трудолюбия. Дай Бог, Зинаида Андреевна, вам здоровья, оптимизма и неиссякаемого жизнелюбия, в пример молодым. В этом-то и заключён секрет долголетия.

Фото Виталия Ракова

Автор: Ирина Шадрина