-Сергей Иванович, сейчас ваш колхоз работает стабильно, дела идут неплохо. Но у нас с вами задача: сформулировать или определить, как будет развиваться хозяйство в перспективе - на протяжении, ну, допустим, лет тридцати. Это реально?
Мой вопрос не ставит Демидова в тупик – он прекрасный и стратег, и тактик, и должность председателя колхоза имени Калинина он занимает вот уже 24 года. Сам, небось, не раз задавал его себе. Но по его улыбке и искринкам в глазах понимаю: у него большое количество ответов, и не все они реальны на сегодняшний день.
Сейчас, вспоминая 90-е годы, я до сих пор удивляюсь и не могу объяснить даже себе, как удалось в то время Демидову удержать колхоз на плаву, почему он не развалился, как многие другие хозяйства. А теперь уже он может думать не просто о ежедневных, рутинных делах, но и о перспективе развития.
С Сергеем Ивановичем мы знакомы около 30 лет, прекрасно понимаем друг друга, и поэтому меня нисколько не удивило, что он начал отвечать на мой вопрос, вспоминая как раз самые нелегкие годы.
-Почему мы не развалились в то время? Честно говоря, и сам до сих пор удивляюсь, - говорит он. – Наверное, из-за слаженности всего коллектива. Может быть, это и звучит банально, но я в этом уверен. Люди держались за свое дело, несмотря ни на что. Я понимал, что мы просто обязаны выстоять.
-Помнишь, чем только не платили народу - денег-то не было…
-И мясо в расчет шло, и зерно, но у наших работников было хотя бы это. Ведь повсеместно творилось такое, что выбивало у людей почву из-под ног. Надежда – великая вещь.
Когда Сергей Иванович, руководитель жесткий, но справедливый и великодушный (хотя последнее он старается скрыть), говорит с таким уважением о людях, с которыми буквально вытаскивал колхоз из ямы, - это объясняет многое.
-Главное – слаженность всего коллектива, - убежденно говорит Демидов. – И второе, что немаловажно, – строгая производственная дисциплина: сверху донизу, снизу доверху.
В председателя колхоза в коллективе верят – об этом говорит и то, что его постоянно выбирают на эту должность.
ЧЕТВЕРТЫЙ
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ
Конечно, материал мой должен быть подчинен одному: не просто узнать секрет столь длительного долголетия демидовского председательства, но и дать возможность людям увидеть, что можно и нужно делать, чтобы наше многострадальное сельское хозяйство стало развивающейся и перспективной отраслью. Но не могу не сказать несколько слов о моем собеседнике, хотя уверена: его имя знакомо большинству жителей района.
Пегановцы его знают как уроженца этого села и выпускника местной школы, мои сверстники – как второго секретаря райкома комсомола, аграрии нынешних времен – как руководителя вполне успешного хозяйства. А еще он почти год возглавлял кирпичный завод, прежде чем его избрали председателем колхоза, который он сумел превратить из разваливающегося предприятия в перспективное.
-Так я стал четвертым председателем колхоза, – говорит он.
Демидов, как нож в масло, вошел в колхозную жизнь: с утра до вечера, имея специальность инженера, учился в университете под названием жизнь. Мотался по полям, дойкам, узнавал секреты нового дела - и постепенно становился специалистом во всем. С ним и разговаривать интересно, потому что он на любой вопрос старается дать квалифицированный ответ. Вот и тогда, когда мы с ним разговаривали, он посмеивался над моими «глубокими» познаниями в полеводстве и советовал почитать современные агротехнические журналы.
-Да, ладно, некогда мне, – отмахиваюсь я от него. – Лучше расскажи, за счет чего может возродиться деревня.
ЭТО ДОЛЖНО БЫТЬ НУЖНО ВСЕМ
-Конечно, возродить то, что было утеряно, - нелегко, - Демидов сразу стал серьезным. – Помнишь, каким крепким было хозяйство до начала перестройки?
-Я помню, что здесь даже свой асфальтовый завод был…
-И не только завод. И строительный отдел, и коров дойных – тысяча голов, и молодняка - столько же, и свиней с овцами выращивали, и около 9 тысяч гектаров засевали ежегодно. Где все это сейчас?.. Но я немного отвлекся. Что делать? Да, пожалуй, уже кое-что делается: субсидии мы получаем, программы работают, имеем возможность приобрести новую технику… Видела, каких мы в прошлом году красавцев набрали?
-Конечно, видела - и у вас, и в «Элите» у Земляных, и у других крестьян. Но что еще нужно, чтобы сельское хозяйство не развалилось ни при каких условиях?
-Грамотная сельскохозяйственная политика.
-Что еще, кроме того, что есть, в нее должно входить?
-Субсидирование на более высоком уровне. Использование лучшего зарубежного опыта, внедрение его в производство, а еще – строительство жилья в деревне, привлечение специалистов - мы сами пока это не потянем. Бюджетники уже получают такую поддержку, а мы ведь тоже задыхаемся без специалистов. А еще - строить мега-фермы, они менее затратны. В общем, многое надо внедрять, чтобы вновь задышала деревня полной грудью.
Сергей Иванович знает, о чем говорит. У него в колхозе два дойных гурта – в Босоногово и Кутырево, вполне приличные посевные площади, да и с парами колхоз вновь начал работать. Люди, работающие в хозяйстве, стареют, уходят на пенсию. Скоро понадобятся работники. Только где их взять? Молодежь стремится к цивилизации.
Но надо сказать, что председатель колхоза прекрасно понимает – на земле живут не только люди, занятые производством. Вот, например, Луговая – нет здесь ни полей колхозных, ни ферм. А ведь деревня существует и умирать не думает. Значит, возможна ставка и на личное подворье?
-А почему нет? Конечно, возможна, - подтверждает он. - Человек должен трудиться - хотя бы потому, что для него это естественно. А потом приходит осознание, что десять коров держать выгодней, чем одну. Хотя здесь тоже много вопросов. Но уже сейчас вполне можно развивать личное подворье – есть кредитный кооператив, есть программы, которые позволяют окрепнуть, есть помощь теми же кормами – комбикорм выдается на свиноматку и дойную корову. Это не полностью решает проблемы, но оказывает хорошую поддержку.
-Ведь живут же люди в Луговой. Она раньше тоже была отделением колхоза, или фермой, как говорили. Теперь они, наверное, обратно не просятся?
-Действительно, у них своя жизнь, свой уклад и свои способы его поддерживать.
Мы еще о многом говорили с председателем. Он прекрасно понимает, что сейчас делается, чтобы сельское хозяйство стало приоритетной и выгодной отраслью народного хозяйства. Но его очень тревожит, что пройдет еще несколько лет - и работать на чудо-технике будет просто некому. Молодежь пока не видит притягательности деревенской жизни и уезжает в город. А еще его беспокоит нестабильность цены на зерно. Он не может ответить на вопрос: какой она будет на следующий год? И все же Сергей Иванович Демидов верит: если мы, всем миром, решим, что закончилось время разрушения и пришла пора созидать, то все у нас получится.
На снимке: Надежда Потаповна Иванова
Фото автора