Медиакарта
20:24 | 26 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Афган в сердце и поныне

Афган в сердце и поныне
15:02 | 25 февраля 2013

Пятнадцатого февраля исполнилось 24 года со дня вывода советских войск из Афганистана. Именно в этот день для нашей страны закончилась афганская война. Сегодня не принято много говорить о ней, да и в школьных учебниках о войне, длившейся в два раза дольше, чем Великая Отечественная, всего лишь несколько строчек.

Её долго замалчивали. О боевых операциях, которые велись в ущельях Кандагара и в окрестностях Джелалабада, в Союз первые годы почти не поступало никаких сведений. Лишь страшный груз-200, который в свинцовых гробах доставляли во многие города и селения, являлся напоминанием, что там идёт настоящая война, что нашим ребятам служба выпала не из лёгких. И плакать над могилами тоже не разрешалось… Но разве могли подумать мамы и юные жёны солдат, что их сыновья и мужья были брошены в огонь настоящих боёв?! Афганская война дорого обошлась солдатам и офицерам, матерям и отцам пацанов, не вернувшихся домой. Наверное, поэтому общество и предпочитает не говорить о ней, молчать о своих ошибках, ведь в Афганистане, чужой стране, оказались в буквальном смысле слова мальчишки, вышедшие из-за школьной парты… Бессмысленная, никому не нужная - именно так всё чаще отзываются об этой войне сегодня. Может, отчасти это так. Но ведь с незапамятных времён русский солдат защищал не только свою Родину, но и помогал братским народам. Уже в наше время это стали называть «выполнением интернационального долга». Среди тех, кто мужественно и честно исполнял свой долг, был и житель с. Байкалово Фёдор Васильевич Торопов (на снимке).

Его детство прошло в родном селе. Со школьных лет занимался бегом, ходил на лыжах, гонял в футбол. Находился в хорошей спортивной форме, за что благодарен школьному учителю физкультуры, кумиру сельских пацанов, ныне покойному Леониду Фёдоровичу Брагину, привившему своим ученикам любовь к здоровому образу жизни. Его наука так пригодилась в суровой афганской службе!

Первым из байкаловских пацанов ушёл служить в Афганистан Роман Утяшев. А студента факультета газоразработки Тюменского индустриального института Фёдора Торопова призвали в армию со второго курса. Тогда, летом 1985 года, был объявлен спецнабор. Солдатскую форму надел почти весь курс.

  • У меня поначалу были опасения, что попаду в стройбат, - не скрывает бывший афганец, - но когда нас стали распределять, попал в артразведку.

После нескольких месяцев учебки в офицерском посёлке в Горьковской области новобранцев перебросили в Туркменский военный округ. Затем – в Черчик, а оттуда на самолёте Ан-12 их доставили в Афганистан. Как сейчас помнит ракетчик, подняли по приказу ночью, погрузили в самолёт. На аэродром приземлились в кромешной тьме. Только утром солдаты догадались, куда их привезли.

Батальон, в который попал Торопов, охранял аэродром в районе населённого пункта Баграм, одного из крупнейших в республике. Он контролировал территорию нескольких провинций, вплоть до Кабула. Воинскому подразделению Фёдора Торопова ставились определённые боевые задачи. Как только разведка докладывала об обнаружении бандформирований, готовящихся операциях, ракетное подразделение перебрасывалось в тот район. Советские боевые установки себя сразу хорошо зарекомендовали. После выполнения боевой задачи ракетчики возвращались к месту дислокации.

  • Правда, спецслужбы у духов тоже времени зря не теряли, - вспоминает Фёдор Васильевич. - Бывало, приезжаешь в названный район, а уже ни бандитов, ни местного населения там нет.

Воевать в горных труднодоступных рай-онах было предельно сложно. Душманы в горах чувствовали себя комфортно. Наши же солдаты практически не ориентировались на местности. Но надо отдать должное: ребята честно выполняли свой долг, справляясь с поставленной боевой задачей.

  • Всякие были обстоятельства, случалось попадать в неприятные ситуации, - не стал скрывать мой собеседник.

  • Помню, собирался в последнюю командировку перед демобилизацией. Уже перед самой поездкой меня оставили, отправили молодых ребят. Позднее узнали, группа попала под обстрел, есть раненые. Но меня Бог миловал: вернулся без единой царапины. Но вообще за это время я, наверное, прожил целую жизнь: чужая страна, страна контрастов, где нищета соседствовала с самой новейшей военной техникой, горный пейзаж, отличающийся от нашего, очень скудная растительность, свои законы и обычаи. В афганских кишлаках было очень много детишек, которых мы часто подкармливали. Ночи здесь были удивительно холодные. Ещё запомнилось: нигде не приходилось видеть такого большого количества кошек, особенно ночью всюду мерцали кошачьи глаза…

Он вернулся домой через год. Но каждый день, оставленный в Афгане, как считает бывший воин-интерна-ционалист, был «прощупан» нервами. Хотя, казалось, можно привыкнуть ко всему: к испепеляющему афганскому солнцу, ночным холодам, пробирающим до костей, к обстрелам и засадам. Только к смерти, убеждён Фёдор Васильевич, привыкнуть нельзя. Школу Афгана ему никогда не забыть. Здесь узнал цену настоящей мужской дружбы, не раз выдержавшей экзамен и на жизнь, и на смерть. Уходил в армию мальчиком, а вернулся мужчиной, много пережившим, ответственным, исполнительным, приученным к дисциплине.

В институт Фёдор Торопов уже не вернулся. Дома работу выбирать не пришлось. Работал в котельной больницы, учился на курсах водителей. Сейчас трудится в Байкаловском пождепо. Для своей семьи папа, который воспитывает двух сыновей и дочь-пятиклассницу, остаётся самым надёжным и верным защитником, крепкой опорой в жизни.

Больше четверти века уже прошло со времени далёкой службы. Но и по сей день живёт в его сердце Афган, и больно, когда уходят из жизни его сверстники, прошедшие эту войну, но не выдержавшие, сломавшиеся под обстоятельствами сегодняшних жизненных невзгод.

Клара КУТУМОВА, фото Тимура КАРЫМОВА