Реализация прав граждан РФ на охрану здоровья и медицинскую помощь, закреплённых в ст. 41 Конституции РФ, обеспечена возможностью получения бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения через систему обязательного медицинского страхования. На платной основе медпомощь может быть оказана как названными учреждениями, так и частными клиниками при оплате медицинских услуг напрямую потребителем или через страховую компанию на основании договора добровольного страхования.
К сожалению, большой выбор лечебных учреждений не гарантирует гражданам высокого качества медицинской помощи, которое предполагает совокупность характеристик: своевременность оказания, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации. Что делать, если ненадлежащее лечение привело к ухудшению состояния здоровья? Как защитить свои права, куда обратиться и как добиться возмещения причинённого вреда?
В досудебном порядке:
_ – путём подачи жалобы в порядке подчинённости вышестоящим должностным лицам и в
вышестоящие органы, по компетенции – в лицензирующие органы власти, Роспотребнадзор, организации по защите прав потребителей; _
_ – обращением в страховые медицинские организации и территориальные фонды обязательного медицинского страхования._
В судебном порядке.
Основными нормативными документами, регулирующими отношения в сфере оказания медицинской помощи, являются: Федеральный закон РФ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», Федеральный закон РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федеральный закон РФ «Об обязательном медицинском страховании в РФ», Гражданский кодекс Российской Федерации, закон «О защите прав потребителей», приказы Минздравсоцразвития РФ.
Обратиться с претензией относительно оказанных услуг и возмещения вреда можно лично (через представителя), написав на имя руководителя медицинской организации соответствующее заявление либо отправить его по почте с уведомлением о вручении и описью вложения. Документ должен содержать фамилию, имя, отчество заявителя, сведения о времени, месте, обстоятельствах причинения вреда (ущерба), о лице, виновном в его причинении, а также о размере и его обоснование, в качестве приложения – подтверждающие документы.
Поскольку медицинская деятельность подлежит лицензированию, согласно Федеральному закону «О лицензировании отдельных видов деятельности», вы можете обратиться с жалобой в соответствующие лицензирующие органы. Контроль качества медицинской помощи и соблюдения стандартов медицинской помощи осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения, куда вы вправе направить соответствующую жалобу на конкретного врача и медицинскую организацию в целом.
К отношениям по предоставлению гражданам медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями в рамках добровольного и обязательного медицинского страхования, применяется законодательство о защите прав потребителей. Таким образом, с жалобой вы вправе обратиться в подразделения Роспотребнадзора, а также в общества (ассоциации) по защите прав потребителей.
Кроме того, на основании Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в РФ» вы вправе обратиться с жалобой в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, страховую медицинскую организацию, по поручению которых проводится экспертиза качества медицинской помощи. Документы с жалобой и актом эксперта представляются руководству медицинской организации. При достижении согласия между сторонами вред возмещается в добровольном порядке медицинской организацией. Если компромисса не достигнуто, пациент (страховщик) вправе обратиться в суд.
Результат некачественного оказания медицинской помощи практически всегда сопряжён с физическими и нравственными страданиями, следовательно, вы также вправе требовать компенсации морального вреда.
Помните, грамотная правовая позиция, выбранная с учётом конкретных обстоятельств, может способствовать достижению ожидаемого результата при защите ваших прав.