С 2008 года в Тюменской области каждый выпускник детского сада получает «Индивидуальную карту развития ребёнка». В ней размещены все достижения будущего первоклассника в период дошкольного детства. Такая диагностика малышей показывает уровень их готовности к получению знаний.
В Сладковском районе в этом году индивидуальную карту уже получили 164 воспитанника детских садов. Это итоговый документ о завершении дошкольного образования.
– Карта содержит семь разделов, каждый из которых заполняется специалистами дошкольного учреждения. Сюда заносятся результаты психологической и педагогической диагностики, данные медицинского обследования и другие сведения о ребёнке, – рассказала методист отдела образования администрации района О.В.Кудрина.
В индивидуальной карте есть данные о степени развития базовых познавательных процессов. Там указано, какой у ребёнка объём слуховой и зрительной памяти, какова концентрация внимания, говорится о типе мышления малыша, об особенностях восприятия. Педагогическая готовность показывает сформированность математических представлений, словарный запас и речевое развитие детей, продуктивность творческой деятельности.
Данные о состоянии здоровья дошкольника заносятся в документ медицинским работником. После этого каждый специалист пишет в карте заключение и рекомендации по дальнейшему развитию, обучению и воспитанию ребёнка в начальных классах.
Что даёт индивидуальная карта? В первую очередь, учитель, к которому придёт дошкольник, сразу сможет ориентироваться, каков дальнейший образовательный маршрут ребёнка. Такой документ является эффективным механизмом осуществления преемственности дошкольного и общего образования.
– Ежегодно в июне на специальных педагогических советах, куда приглашаются учителя, набирающие первые классы, проходит обсуждение результатов дошкольного образования по данным полученных индивидуальных карт, - отметила О.В.Кудрина.
Документ издаётся в типографии, тираж соответствует числу детей, поступающих в начальную школу. Кроме того, создана электронная программа обработки результатов.
– Практика показала, что ознакомление с «Индивидуальной картой развития» помогает учителю лучше узнать ребёнка и подобрать для него оптимальный образовательный маршрут. В процессе обсуждения происходит диалог воспитателей и учителей, который позволяет по необходимости корректировать подходы к образованию. А это, в свою очередь, способствует обеспечению качественных образовательных услуг, – подытожила Ольга Викторовна.
Елена ДАНИЛЬЧЕНКО