Сергея Шаповала можно смело назвать легендой Тюмени. Кто-то знает его как художника, кто-то слышал о нем как о фотографе, остальные вообще считают его скульптором... Немногие сочетают в себе все умения сразу. Но Сергей как раз из этой редкой категории...
Имя: Сергей Шаповал
Образование: художественно-графический факультет МПГУ (бывш. МГПИ им. Ленина).
Деятельность: член Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» и «Союз фотохудожников России».
- Сергей, ты художник, фотограф, скульптор, косторез. Почему до сих пор нет твоей персональной выставки?
Все мои работы в направлении декоративно-прикладного искусства разбросаны по городам и весям... Можно, конечно, сделать фотографии этих работ и дать информацию о них. Но это уже будет не то. И потом, где сейчас выставляться? Допустим, проходят выставки в Тюменском областном музее изобразительных искусств. Но происходят они как-то затаенно, консервативно. Выставка располагается не на проходном месте. В этом вся и беда – выставляться скучно. Нынешние художественные салоны – по каким-то задворкам. Зато общественные места, центр города – сплошные бутики. Везде одни магазины-магазины-магазины.
- Идеальное место для выставки. Оно какое?
Однажды я зашел в водонапорную башню, на выставку. И пожалел, что упустил момент сделать там свою. Это просто изумительно – подниматься по винтовой лестнице и смотреть фотографии. Другая моторика, другая стихия... Но сейчас я не намечаю никаких выставок. По фотографии можно было бы сделать, конечно. Но мне это неинтересно. Не потому, что я какой-то важный. Скучно выставляться там, куда народ просто не заглянет.
- Но ты проводишь семинары по фотографии в Тюменской областной научной библиотеке.
Да, но эта идея возникла случайно! Наш тюменский фотоклуб, в который я вхожу, обратился в библиотеку с просьбой провести международную выставку. Это пока вопрос открытый, поэтому не буду говорить тему. Администрация пошла нам навстречу. Но в ответ попросили заняться общественной деятельностью – например, проводить лекции или семинары. Я решил, что тема будет: «Феномен фотографии в изобразительном искусстве». Надо развивать в себе чувство прекрасного, научить себя видеть, чувствовать, воспринимать. А для этого нужно людей как-то подтолкнуть. Сейчас очень много молодежи втягивается в это дело. Новички хотят чего-то достичь, чему-то научиться. Желают узнать, с чего начать, чего бояться, стыдиться или наоборот. Может быть, они как раз найдут ответы на свои вопросы в моих семинарах. Также среди пришедших есть и те, которые не очень плотно занимаются фотографией. Зачем они приходят? Я нашел ответ – людям элементарно не хватает общения, бесед об искусстве.
- Помимо семинаров сейчас есть какие-то проекты?
Мы придумали еще один перформанс, интересную штучку. Я сейчас не буду говорить об этом, хочу заинтриговать немножко. Вопрос касается аналоговой фотографии. То поколение, что сейчас занимается цифрой, оно только слышало, как делается аналоговая фотография. Мы хотим продемонстрировать этот процесс.
О таланте и признании
- Кто первый заметил, что ты – личность творческая и незаурядная?
В детском саду. У нас как было? Кто самый большой, кто посильнее, понахальнее – тот и вождь, тот и первый. А я был не замечен. Но однажды я нарисовал ракету, а в ней космонавта. В итоге, у меня народ в очереди стоял! Чтоб я каждому нарисовал ракету с космонавтом. Мамы и папы их хвалили... Они выдавали мои рисунки за свои.
- Не обидно было? Вообще, признание – это важно?
Нет у меня тенденции тщеславия, чтобы кого-то победить, порвать... Мне неважно признание. Сначала нужно признать себя – кто ты и что ты. Признание на фоне появится само собой. Имя, слава – это такое бремя... Я в это не верю. Я могу создать фурор, не вопрос. Но нет у меня такой цели.
- Какое из множества видов твоей деятельности тебе сейчас ближе?
Все близко. Вот фотография, например... Сегодня с утра снимал из окна пейзажи. Один и тот же двор можно фотографировать весь год. Иногда упускаешь случай: камера далеко, пока сбегал за ней – момент ушел. Еще сейчас делаю декорации в театр «Ангажемент». Еще на мне «висят» заказы. В общем, работы много, просто лень это делать.
- А чему уделяешь меньше времени?
Живописью я уже давно не занимаюсь, очень редко берусь за это – либо на какой-нибудь заказ, либо еще что-то. В живопись надо лезть с головой или научиться грамотно совмещать. В принципе, все в моих силах. С утра встать, пописать, с красочками повозиться. Но когда начинаешь возиться с красками, не можешь остановиться. Чтобы взяться за живопись – надо забыть о существовании компьютера, тогда, может, и получится. Раньше я просыпался, неспешно пил чай, попутно рисовал что-нибудь. А сейчас встаю и сразу лезу в Интернет – посмотреть, что мне там написали. Что за блажь такая?
- Если бы ты сейчас снова начал писать, что бы сотворил?
Я бы хотел расписать храм. Даже совершенно бесплатно. Да у меня вообще жизнь бесплатная. То, что я зарабатываю – на прокорм коню.
Об учениках
- Тебя постоянно называют «маэстро», «мастер». Как ты к этому относишься?
Пусть называют, как хотят. Я нормально к этому отношусь. Меня так называют, потому что видят, что я умею многое. Да, я маэстро в каком-то ключе. Все мы маэстро понемножку – каждый в своем. Просто у меня широкий диапазон умений.
- У тебя есть ученики?
Я сам еще учусь. У старших, у коллег, у молодых. Да, ко мне напрашиваются в ученики – например, по части фотографии. Но все никак не соберутся зайти и хотя бы показать фотографии.
- Ты был преподавателем в ТюмГНГУ на кафедре дизайна. Почему не сложилось?
Не совпали характерами. Дело в том, что вуз, тем более, такого значения, как университет, должен соответствовать академическим, университетским знаниям. А у меня на кафедре у одного было профессиональное педагогическое образование. Вторая причина – люди идут поступать, вообще не зная, что такое дизайнер. Приходят «первый раз в первый класс». Таких можно взять в художественную школу, в ИЗО-студию – еще куда ни шло. Но в университет?! Человека с ноля при университете... Что за фикция?
- Ну, может быть, люди хотят научиться.
Ко всему прочему, нет четкости, нет стабильности. Я прихожу к восьми часам на занятия. Первый студент появляется через полтора часа после меня и удивляется: «А что, еще никого нет? Я самый первый?» В течение двух часов начинают подтягиваться остальные. У людей нет ни совести, ни границ. В школу ходили каждый день к восьми, что им мешает ходить сюда? Мы выпускаем «сырых» людей, а администрация вуза говорит, что все нормально... я так не думаю в общем.
О быте
- От чего зависит распорядок твоего дня?
Алин, если я сейчас начну рассказывать, прослыву лентяем... Сейчас я, например, расслабился. Когда же сроки начинают поджимать, я усиленно работаю некоторое время. А потом снова расслабляюсь, философствую... Мама говорит про это: «Поболтать любишь, нет бы копейку зарабатывать...». У меня нет четкого распорядка. Могу днем уснуть, если хочу спать. Но я не от природы такой. Если работаю в вузе, на предприятии, я приспосабливаюсь, адаптируюсь. Как в армии, в которой служил. А сейчас, когда я свободен, распорядок дня строю так, чтобы мне было достаточно гармонично.
- Кто занимается твоим бытом?
У меня быт простой, потому справляюсь сам. Хороший анекдот по этому поводу: «Зашел домой, смотрю, пыль лежит. Дай-ка, думаю, и я полежу». Вот такой у меня быт.
Я заметил, что стерильность иногда чревата последствиями. Чрезмерное выхолащивание, вытирание себя... Не говорю, что нужно годами ходить немытым. Но смотреть на мир через призму стерильности – шизануться можно. У меня в квартире мастерская. В мастерской все должно быть так, чтобы я мог отдохнуть, когда устал, и дальше работать. Это мой мир. Я тут хотел навести у себя порядок, но понял, что это еще не скоро будет. Главное – держать себя в чистоте сознания. Ну, и умываться иногда. Кого будет интересовать, сколько я съел красной икры, когда меня не будет на этом свете?
Текст: Алина Иноземцева