Обаятельная улыбчивая женщина в белом платье заметно выделяется на фоне людей в форменной одежде и черной робе. Она никогда не должна была оказаться здесь, но так получилось…
– В 18 лет я уже побывала в четырех штатах Америки, – рассказывает Елена Ковязина, поправляя прическу перед зеркалом. – Выступала в составе музыкальной группы.
– А потом? – спрашиваю я.
– А потом вышла замуж, – улыбка на мгновение сходит с лица моей собеседницы, но она быстро берет себя в руки.
– Помогите застегнуть браслетик, – просит она. И без перехода продолжает свой рассказ:
– Никогда не думала, что способна на подобное. Даже сейчас, когда прошло четыре года, задаю себе вопрос – неужели это сделала я? Но да – я. И если бы не сделала, могли погибнуть мои дети…
Она просит не называть имен. Говорит только, что бросилась наперерез психически нездоровому человеку, который покушался на ее сыновей. Позже эксперты пришли к выводу, что в тот момент Елена находилась в состоянии жуткой, запущенной депрессии.
– Они-то и сказали мне, что такое состояние, оказывается, намного опаснее аффекта, – говорит женщина. – И в таком состоянии я прожила лет десять – боялась сначала за себя, потом за детей. Такая уж сложилась жизненная ситуация…
Суд назначил Елене наказание ниже минимального, предусмотренного статьей, – шесть лет колонии общего режима. Муж сразу подал на развод. Казалось бы, мир рухнул.
– Но в женском СИЗО, где меня оставили отбывать наказание, я увидела объявление о музыкальном конкурсе «Калина красная», – говорит Елена. – Узнала, что требуются участники. Я к тому времени уже лет десять не пела, а тут так захотелось!
И она запела – сначала на отборочном этапе в своем исправительном учреждении, потом на конкурсе среди колоний области, а в сентябре прошлого года поехала в Санкт-Петербург на всероссийский гала-концерт, где завоевала приз зрительских симпатий.
– Столько положительных эмоций у меня еще никогда не было. Кругом известные люди: певцы, артисты!
Но даже в это время она не забывала о главном – своих сыновьях, которые оставалась дома. Им-то она и посвятила свою конкурсную песню, над которой плакали зрители в зале.
… За четыре года из СИЗО Елену перевели в колонию-поселение при ИК-4, потом – в другое. Уже два года женщина живет дома, со своими мальчиками. Еще не свободна – под домашним арестом. О том, чтобы ей смягчили наказание, попросил муж. Не для того, чтобы увидеть жену дома - чтобы отдать ей детей. У него появилась другая семья, и воспоминания о прежний жизни ему, похоже, не нужны.
– Я не обижаюсь на него, не держу зла, – говорит Елена. – Наверное, такое позитивное отношение к жизни мне и помогает держаться на плаву. Ну, и конечно, – творчество. Для кого-то «Калина красная» – это, может быть, просто способ скоротать свое заключение. Для меня – это дорога домой.
Осужденным, которые проявляют активную жизненную позицию и участвуют в культурной жизни исправительного учреждения, и правда, охотнее дают УДО – условно-досрочное освобождение. Елена ждет его уже через месяц.
– Хотя заключенной я себя по-настоящему никогда и не чувствовала, – улыбается она. – Внутренне всегда была свободна – от условностей системы, от тюремной жизни. Выбрала свой путь, который быстрее приведет меня домой, и уверенно шла по нему… Всегда старалась оставаться человеком и, конечно, женщиной.
Нынешнюю конкурсную песню Елена посвятила еще одной женщине – самой любимой и преданной. Своей маме.