Медиакарта
23:34 | 28 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Где-то есть родная школа, планета детства твоего…

Где-то есть родная школа,  планета детства твоего…
00:12 | 07 марта 2013
Источник: Светлый путь

Как быстро, как незаметно перетекает современность в историю. В памяти событие кажется совсем недавним, а смотришь – уже прошло 55 лет. И хочется оглянуться назад, вспомнить что было, что прошло, как жили-поживали, вспомнить тех, кто делал историю.

Славные страницы биографии

В 1958 году в Тюменской области было создано 23 школы-интерната, в которые принимали детей, учившихся на «4» и «5», и детей из больших семей, где родители не могли должным образом обеспечить их воспитание. Одна из таких школ на 210 мест была открыта и в селе Нижняя Тавда. По постановлению исполкома районного совета народных депутатов для её размещения органам народного образования было передано помещение сплавучастка Нижнетавдинской сплавконторы общей площадью 2700 кв. метров и подсобные помещения.

Много славных страниц в биографии этой школы.

Вспомнить и заново пережить те времена можно снова, переступив порог школьного музея трудовой и боевой славы. В этих стенах витает дух поколения людей, детство и юность которых формировались здесь, в Нижнетавдинской школе-интернате.

Из воспоминаний Н. Ф. Литвиной:

«Школа открылась 1 октября, а заехали мы туда 25 сентября. Помню, папа привёз меня с подругами Надей Исаковой и Томой Коломейцевой на берег реки, к парому, а там столько родителей с детьми, все едут в школу-интернат. И мы сразу обратили внимание на маленького конопатого мальчика. Этакий мужичок с ноготок, который уверенно управлялся с лошадью. Звали его Гена Казанцев, он сразу стал нашим хорошим другом практически на всю жизнь. В школе-интернате мы жили в отдельных домиках, по два на каждый класс, отдельно для мальчиков и девочек. В домике была спальня, комната дневного пребывания, умывальня и коридор со шкафчиками для верхней одежды. Тёплый, уютный, он стал для нас вторым домом. Мы жили очень дружно, интересно…»

Почувствовать детям здесь себя как дома помогали и учителя, и воспитатели, и обслуживающий персонал. Особенно запомнилась воспитанникам повар Наталья Карловна Шауфлер, которая всегда старалась разнообразить их меню, угостить чем-нибудь вкусненьким.

Из воспоминаний Н. Ф. Литвиной:

«… Какие вкусные пончики делала для нас Наталья Карловна! Таких я нигде больше не пробовала. А ещё оладушки, булочки, фруктовые супы, запеканки! Чего только она не делала! Мы каждый день шли в столовую и гадали, чем сегодня вкусным нас накормят…»

В 60-70 гг. контингент учащихся формировался из воспитанников Ембаевского детского дома, Тюменского детского дома № 69. Дети в первые дни чувствовали себя неуютно, грустно, и первое «лекарство» от переживаний для них был поход на природу.

Как вспоминает Алевтина Порфирьевна Горячева, школа-интернат находилась в окружении реки и красивого леса. В те годы здесь была школа молодого бойца. Детям нравилось разводить костёр, играть возле него. Домой возвращались в хорошем настроении и с песнями.

Из воспоминаний Н. Ф. Литвиной:

«По окончании учебного года мы ещё месяц жили в школе как в лагере. Это были наши любимые дни. Г.С. Сергиенко был у нас преподавателем музыки и физкультуры. И вот он по утрам выходил во двор с баяном и проводил с нами зарядку. Потом мы купались в озерке рядом со школой, ходили в походы. Особенно запомнилось путешествие в село Иска. Там располагался пионерский лагерь. И вот мы пешком, все в форме (большие шаровары, галстуки, на голове панамы) отправились в путь. Сначала дошли до Крысовой, где в лесу разбили палатки, легли спать, а утром, ещё и пяти часов не было, нас разбудило соловьиное пение. Это было так красиво! Мы все вышли и слушали, затаив дыхание. А днём продолжили свой путь. Когда пришли в Иску, то устроили там спортивные соревнования, концерт, фотографировались с ребятами. А вечером нас на машине увезли обратно в Нижнюю Тавду. Это было неповторимое путешествие…»

Из воспоминаний А. П. Горячевой:

«… Неизгладимая память осталась у воспитанников о творческих успехах предметных кружков. Литературным руководила А.С. Балашова, химии – С.М. Кочнев, физики – семейная чета А.А. и В.М. Помазовых. Члены их кружка создали и показали нам импровизированный полёт в космос. Такое не забывается! Увлекательные занятия музыкой, художественная самодеятельность, школьный хор – всё это под руководством любимого, талантливого Г.С. Сергиенко. Он видел в ребятишках желание учиться играть на музыкальных инструментах, петь. Так голос воспитанника Фирса Максимова сравнивали с голосом итальянского певца Робертино Лоретти. Этот мальчик вместе со школьным хором пел в телестудии областного центра…»

Как вспоминает Н. Ф. Литвина, в школе были различные кружки, где они с удовольствием занимались пением, танцами. Устраивали концерты не только для себя, но и для жителей Сенного.

Ребята жили здесь активно, творчески, принимали участие во многих мероприятиях, за что поощрялись поездками в театр, цирк, музеи Тюмени и даже Москвы.

Рассказывать о жизни воспитанников этого учебного заведения можно долго, ведь в его истории множество славных страниц. Вот ещё одна.

Традиции школы-интерната

Жизнь ребят здесь была разнообразной и насыщенной.

Ежегодно они принимали участие в общественном смотре знаний по предметам, любили школьные вечера, посвящённые знаменательным датам, конкурсы чтецов, КВНы. Ещё одной хорошей традицией было театрализованное инсценирование военной песни к Дню Советской Армии. Дети творчески подходили к этому мероприятию. К примеру, изготавливали из картона, бумаги и марли макет крейсера «Аврора» или лепили из снега трёхметровую фигуру Мальчиша-Кибальчиша на коне.

Замечательной традицией было самообслуживание. Сохранность школы, санитарное состояние учебных кабинетов, спальных комнат обеспечивали сами воспитанники. Ежегодно старшеклассниками проводился мелкий ремонт, покраска, побелка школы. Малыши также приобщались к посильному труду по самообслуживанию, участвовали они и в уборке школьной территории.

Из воспоминаний Н. Ф. Литвиной:

«…Самый главный конкурс у нас был по соблюдению чистоты в домиках. Тем, кто занимал первое место, вручали переходящий ковёр. Раньше ведь это было редкостью, пользовались половиками. И это была самая дорогая награда, которую мы старались получить. Наш домик чаще других её удостаивался. Придёшь после школы, в домике тепло, чисто, и мы, ребятишки, располагались на ковре. Кто читал, кто просто лежал, кто вышивал…»

Из воспоминаний А. П. Горячевой:

«…Но самой дорогой традицией является связь школы-интерната с выпускниками разных поколений. Встречи, переписка, работа школьного музея – всё направлено на то, чтобы связь эта не прерывалась. Люди, немало повидавшие, заходят в класс, где когда-то сидели за партой, рассказывают о себе, о школе своей поры. Интересно смотреть на всё прошедшее глазами выпускников. А ещё хочется вспомнить всех тех, кто когда-то работал здесь. Это воспитатели: В.Д. Риффель, Ковязина В.М., Н.Ф. Томилова, Баталов А.Е., Л.А. Шаламова, А.К.Омарова, Чулинина В.С., В.В. Головнёва, Р.М.Боброва, Л.М. Кривогузова, В.А.Лохмано-ва, Е.А.Ещеркина, А.П.Бейм, Г.Ф.Файзуллина и другие; учителя: К.Д.Ткач, О.В.Треногина, А.Т.Кошелев, А.С.Цигвинцева, Г.С.Сергиенко, А.С. Балашова; директора: В.Г.Зыков, А.П.Столбов, С.М.Кочнев... К сожалению, многие фамилии уже стёрлись из памяти…»

Жизнь – вчера, жизнь – сегодня

На сегодняшний день пришкольный интернат – это маленький автономный «город», в котором имеются учебный и спальный корпуса, столовая, прачечная, баня, игровые площадки, транспорт. Здесь обучается 97 учащихся, проживает 40 воспитанников в возрасте от 7 до 16 лет. В основном здесь находятся дети, оказавшиеся в трудных жизненных ситуациях. Основная задача педагогов этого учреждения - дать качественные знания, помочь детям адаптироваться во взрослой жизни, поверить в себя и найти своё место в жизни. Трудно представить, сколько сил, труда, терпения требуется для того, чтобы девчонки и мальчишки превратились в успешных, счастливых людей. Воспитывать детей – нелёгкое дело. Но с этой задачей уже почти 14 лет успешно справляется старший воспитатель Л. А. Токарева. Слова благодарности ей могут сказать ещё около двухсот бывших воспитанников. О взаимной любви – особый разговор. Ведь школьник – это ещё ребёнок, и воспитатель – его вторая мама.

–Да, нередко так и называют, даже могут обнять, непосредственно о чём-то спросить и даже комплимент сказать. Воспитатель не может состояться без искренней любви к детям. Я ни разу не пожалела, что выбрала эту профессию. А работать с ребятами очень интересно: любознательные глазки задорно блестят, наперебой стараются о чём-то спросить или дать ответ, – рассказывает Лариса Абрамовна.

С большим уважением во время нашего разговора она отзывалась о коллегах.

В школе одиннадцать педагогов. Это Г. М. Гарайшина – учитель математики, С. Н. Леочко – учитель химии и биологии, Г.А.Бестужева – учитель физики, Н.Л.Абрамова – учитель истории, Л.Н.Богданова – учитель русского языка и литературы, С.Р. Потапова – учитель физической культуры, Л. Ф. Казанцева – учитель русского языка и литературы, Н. В. Кузнецова – преподаёт искусство.

Более 23 лет учителем начальных классов работает И.Г.Теплякова. Она признаётся, что со многими бывшими учениками до сих пор поддерживает связь. «Я счастливый человек, ведь меня окружают родные и близкие, и их очень много. Родными становятся ученики, близкими – их родители. Дружим со многими, общаемся», – говорит учительница. В последнее время Ирина Геннадьевна работает в малокомплектных классах. Нынче за партами в её учебном кабинете учащиеся 2-го и 4-го классов.

13 лет здесь трудится Л.Ф.Казанцева, которая сначала работала воспитателем, а сейчас учителем русского языка и литературы.

–Любой ребёнок требует определённого подхода, понимания, и преподавателю важно не только хорошо знать предмет, но и уметь общаться с детьми. Каждый из них со своим характером, размышлениями и вопросами. Знаю, что я должна заинтересовать их учёбой, направить на достижение таких качеств, как трудолюбие, целеустремлённость, а значит на успеваемость, – говорит Лидия Фёдоровна.

В марте этого года Лидии Фёдоровне, как и школе, исполняется 55 лет.

–Недавние выпускники и те, кто сегодня уже провожает на занятия своих детей и даже внуков, поспешат 2 марта увидеться не только друг с другом. Верю, что особое волнение бывшие школьники испытают при встрече с педагогами, с теми, кто дал им путёвку в жизнь, – поддержала разговор Е.В. Баранова - директор МАОУ «Нижнетавдинская СОШ». – А мы в свою очередь всегда рады тому, что бывшие ученики помнят, не забывают учителей. Школа гордится выпускниками, которые нашли достойное место в жизни.

Автор: Страницу подготовила Надежда КЛЕМЕНТЬЕВА. Фото из архива