Медиакарта
1:29 | 16 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Их жизни бриллиантовая грань!

Солнечные лучи наперебой прыгали по крыше и стенам жилища, заглядывали в сверкающие окна, будто говорили хозяевам: «К вам гости идут, встречайте!». А мы, вслед за яркими бликами, шли по заснеженной тропинке, гадая - дома ли супруги Курочкины?

Во дворе нас встретили равнодушными взглядами куры, правда, петух, сверкая разноцветным оперением, в отличие от них, насторожился – искоса поглядывал да нервно потряхивал гребешком. Из сарая, что находится в глубине двора, вышел пожилой мужчина и, добродушно поздоровавшись, пригласил в дом, где нас уже поджидала супруга. Вот так мы впервые встретились с Иваном Григорьевичем и Любовью Карпеевной.

…Каких только свадебных юбилеев не бывает – и ситцевый, и серебряный, и, конечно, золотой. А вот у наших героев приближается бриллиантовый – 60 лет совместной жизни! Эта, прямо скажем, солидная цифра вызывает уважение, удивление и восхищение. Ведь, увы, как часто современные семьи «разбиваются о быт», или ещё обо что-то, не просуществовав и года, при этом и мужчины, и женщины находят всяческие оправдания… Я никого не берусь критиковать, или того хуже – осуждать, прекрасно понимая, что порой совместная жизнь становится невыносимой, и никакие усилия не могут «склеить, то, что разбилось», а иногда мы даже и не пытаемся это сделать…

-Теперешнюю молодёжь - да в наше бы время, - изрекла моя собеседница – «жена со стажем», - когда некуда податься, не на кого надеяться…

Не скажу, что в нынешнюю пору нет проблем с жильём - есть, да ещё какие, да и материально не всем легко. Но всё же её слова не лишены логики, ведь папы и мамы, стремясь создать лучшие условия для жизни своим детям, иногда «перебарщивают», даже не замечая, как те привыкают к неге. И как результат - первые появившиеся проблемы становятся для сыновей и дочерей очень трудными, а порой и непреодолимыми. Может быть поэтому супружеские пары, выдержавшие испытания временем и бытом, сообща преодолевшие жизненные невзгоды, вместе достигшие успехов, кажутся особенными?

Давайте перенесёмся в довоенное время, в деревеньку Зубарёво, которой давно уже не существует на карте района, но тогда ещё жители трудились не только на полях и фермах, занимаясь нелёгким трудом в колхозе, но ещё и домашнее хозяйство вели немалое. Вот в таком местечке, пахнущем душистым сеном и парным молоком, появилась на свет девочка Люба. В семье уже подрастало четыре дочки - одна одной меньше. Не очень сладко житьё было, но всё же родители старались сделать его получше. На собственном примере приучали детей к труду - старшенькие уже помогали в огороде, воду носили, в избе убирались… Жизнь текла по привычному руслу, и всё бы ничего, но судьба внесла свои – жестокие – коррективы: когда Любаше исполнилось два годика, умерла мама... Отец остался один на один с горем, да с пятью девчонками, ведь как ни крути, а никто не мог ему помочь - жену не вернёшь, плечо не подставишь.

-Тятя помыкался, помыкался и женился во второй раз, - вспоминает пожилая женщина. – Перед началом Великой Отечественной войны у них родился сын – наш сводный брат, а в 1941году папа ушёл на фронт… В те жестокие времена всем приходилось тяжело, но люди жили ожиданием Победы и возвращением родных. Вот и Любина семья дождалась этих счастливых дней – война закончилась, и Карпей Иванович, хотя и весь израненный, но вернулся домой.

-На свет появились ещё четыре девчонки, и всего нас стало десять детей, - рассказывает моя героиня. – Тятя никогда нас не бил и не ругал, а я от первой-то жены самая малая, так вовсе была потеха – любил меня очень. Когда исполнилось 11 лет - это уже после войны, пошла в школу, окончила всего три класса. Казалось тогда, что учителя смеются надо мной - ростом-то почти как они была, поэтому решила бросить учение. А папа даже не бранился, только уговаривал, но я всё же настояла на своём и стала работать дояркой. Нам с ровесницей дали одну группу на двоих – 18 коров доили руками. А что делать - жить-то надо было… В четыре часа утра уже на ногах, вечером - допоздна. Погулять, конечно, тоже хотелось, но от мачехи шибко-то не кинешься. И правильно, ведь девушки все были - выпусти из рук, дак и всякое могло бы получиться. Отец долго не пожил - сказались на здоровье фронтовые раны, и он умер. Вовсе туго нам потом зажилось… К тому времени мы уже в деревню Сухая перебрались. Когда мне исполнилось 18, а моему будущему мужу Ивану 21, мы сошлись, и стали жить у его родителей, а у них тоже семья большая – пять парней и одна девочка. Бывало с дойки прибегу - поесть бы, а некогда - свекровь болеет, на печке лежит. Лепёшек напеку, свёкра на работу соберу да отправлю, ребятишек накормлю. Ох, и уставала! Потом перебрались в свою саманушечку, где и родилась старшенькая дочь. Муж работал на тракторе, я - дояркой, так и выкарабкивались из нужды. Декретный отпуск тогда не давали - где хочешь там и оставляй ребёнка. А кому отдашь? Мачеха не соглашалась, свекровь больная. В общем - намучалась…

Много воды с тех пор утекло, всякое бывало за 60 лет совместной жизни, но супруги Курочкины сумели сберечь свой очаг, родить и вырастить четверых детей. Дочери и сыновья подарили папе с мамой десять внуков, а те, в свою очередь, 12 правнуков. Вот такой большой и дружной семьёй собираются по праздникам, а порой и по выходным, в доме по улице Новой в райцентре, куда Любовь Карпеевна и Иван Григорьевич перебрались на постоянное место жительства.

-Шибко нам хорошо, когда они, родненькие, приходят, да приезжают, - признаются пожилые люди.

А разве этого мало для счастья? Правда, герои моей статьи как-то и не задумываются над этим вопросом - они просто живут, наделяя близких душевной радостью и бескорыстной любовью. Судьба преподносила им множество нелёгких испытаний, но потеря сына не может сравниться ни с одним. Это горе налетело ураганом, захлестнуло сердце колючей болью, ведь совсем молодой – всего 25 лет было, пожить-то ещё толком не успел, маленькую дочь осиротил. Время не заглаживает такие раны - они с каждым днём ещё больше кровоточат, но когда человек не один, любая беда переносится как-то легче что ли. Память о сыночке взлетела белым ангелом на небеса и приходит оттуда то лёгким облачком, то тёплым дождичком, а то ярким светом...

Кажется, что от всего пережитого можно упасть духом, но пока мы беседовали, не прозвучало ни одного слова жалобы на свою нелёгкую долю - не привыкли они перекладывать свои горести на плечи других. А ведь бытует мнение, что с возрастом люди становятся уязвимее и слабее, но не тут-то было - хозяйка то и дело разбавляла свой рассказ шутками да прибаутками.

-Я-то ещё молодая - всего 78, а вот дедушка-то старенький – 81 год уже, - рассмеялась она на прощание. Любовь Карпеевна и Иван Григорьевич провожали нас вместе с домашним любимцем – чёрно-белым котом, который даже соизволил попозировать для общей фотографии, хотя, прямо скажем, отреагировал на это недовольным мяуканьем.

«Жизнь прожить - не поле перейти», - частенько повторяла эту поговорку моя собеседница. Оно и верно, ведь путь-то не только гладкий лежит, порой такие препятствия встречаются, что не дай Бог никому. Здесь главное не потеряться, не обозлиться на весь мир и на близкого человека, и 60-летний брак моих героев может служить настоящим примером для многих супружеских пар.

Автор: Галина СИЗИКОВА