На профессиональном языке музейщиков акт извлечения того или иного экспоната, прибывшего с реставрации, из специальной упаковки, называется «вскрытие». И нас, журналистов «Тобольской правды», пригласили к участию в этой необычной процедуре, скорее даже – церемонии.
Повод был весом. Из Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря в Тобольский музей-заповедник доставили живописное полотно, называющееся «Апокалипсис». Созданное в середине XVII века, оно долгое время находилось в фондохранилище. Затем, в 1991 году, было направлено на реставрацию. В центре имени Грабаря сей образчик сибирской церковной живописи осел не на один десяток лет.
И вот – возвращение и вскрытие.
В предсказании Иоанна Богослова говорится о великих катаклизмах и чудесах, которые произойдут перед Вторым пришествием Христа. И семь Ангелов станут трубить в семь труб… Но до Судного дня ещё далеко, и немногие вошедшие в большой зал Губернского музея были встречены современными ритмами, доносившимися из акустической системы.
Впрочем, вскоре это, несоответствующее торжественности момента, музыкальное сопровождение стихло, и в зал был внесён контейнер, скрывающий до поры «Апокалипсис».
Заместитель директора ТИАМЗ Сергей Здановский уверенно, но вместе с тем осторожно, прорезал фиксирующую ленту и начал освобождать масштабный (190 на 170 см) подрамник с холстом из теснин плотного картона.
Здесь уместно будет обмолвиться о терминах. Словом «апокалипсис» сегодня часто заменяют понятие «конец света». Но в первую очередь это название последней из Книг Нового Завета – «Откровение Иоанна Богослова» или просто «Апокалипсис». Собственно, в переводе с греческого «апокалипсис» (ἀποκάλυψις) и есть – «откровение».
В той книге подробно и поэтапно описываются последние дни многогрешного мира нашего – и рождение антихриста, и второе пришествие, и страшный суд. И также тщательно неизвестный художник XVII века переносит видения-пророчества Иоанна на полотно. Здесь можно рассмотреть старцев у Престола, четырёх Всадников и семерых Ангелов, приход зверя и небесную битву с драконом, падение Вавилона и Благую Весть.
Не менее кропотлива была и работа реставраторов. Сергей Здановский вкратце поведал об основных деталях восстановительной эпопеи, затянувшейся аж на 22 года, о том, как ценное полотно с соблюдением всех мер безопасности везли из Москвы в Тобольск.
С.З.: «Особенность этого полотна в том, что сюжет в нём подан при помощи вставных миниатюр. Это своеобразный переход от иконописи к живописи. Холст сшит в двух местах, но сделано это мастерски – художник XVII века постарался на совесть. То, что это холст именно этого периода, специалисты подтвердили со стопроцентной уверенностью.
«Апокалипсис» проделал путь в 2 525 километров – от выхода из центра Грабаря до музейного двора в Тобольске. Транспортировка осуществлялась с помощью двух автомобилей – термобудки и машины охраны. Температурный режим контролировался в течение всего долгого пути».
Стоит, пожалуй, вспомнить о том, что необычная картина из Сибири, запечатлевшая и мор, и глад, и карающий огонь небесный, могла безвозвратно пропасть в огне вполне земного происхождения.
15 июля 2010 года в здании реставрационного центра имени Грабаря произошёл пожар третьей категории сложности. Объект тушили при помощи 65 пожарных автомобилей и трёх специальных вертолётов. И двое пожарных погибли.
Тогда серьёзно пострадал архив уникального центра, было уничтожено два уникальных экспоната (туркменский ковёр и знамя петровской эпохи). Несколько картин было повреждено.
– Работа была выдана на реставрацию в 1991 году. Первоначально с ней работала Екатерина Иванова. Затем картину передали в центр Грабаря. Это произошло в 1995 году. Но, так как отсутствовало финансирование, «Апокалипсис» просто лежал там, намотанный на специальный вал. Ежегодно музей отправлял заявки на выделение средств, но удовлетворили наш запрос только в 2006 году. Полотно было отреставрировано, но произошёл пожар, и оно было частично повреждено… Центру пришлось вновь взяться за его реставрацию, – рассказала главный хранитель ТИАМЗ Любовь Жучкова.
Что ж, пройдя долгий путь, претерпев многие мытарства, наш, тобольский, «Апокалипсис» вернулся в родные края. И уже совсем скоро жители города и жадные до необычных экспонатов туристы смогут взглянуть на него своими глазами.
Полотно будет экспонироваться во Дворце наместника в «Зале одного шедевра». Впервые оно будет явлено широкой публике в ночь с 18 на 19 мая во время Всероссийской акции «Ночь музеев».
Дмитрий КАРАСИЕР
Юрий ПОПОВ (фото)