Медиакарта
5:50 | 9 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Клиент всегда прав?

В канун Всемирного дня защиты прав потребителей в Тобольском доме журналистов состоялась пресс-конференция с начальником территориального отдела управления Роспотребнадзора по Тюменской области в городе Тобольске, Тобольском, Уватском, Вагайском и Ярковском районах Евгением Примаковым и его коллегами.

Евгений Геннадьевич подвёл итоги работы за 2012 год, остановившись на основных направлениях и выявив основные тенденции. Но прежде заметил, что в 2013 году День защиты прав потребителей проходит под девизом «Потребительское правосудие сегодня».

Прозвучало это весьма заманчиво. Каждый из нас, причём неоднократно, становился жертвой торгового произвола. Кому несвежий батон попадётся, кому пряники, об которые можно зубы сломать, а кому и подпорченная консервированная продукция. Что мы с ними делаем? Чаще выбрасываем в мусорное ведро. К правосудию взывают единицы. Так по крайней мере мне казалось. Цифры же говорят об обратном.

В 2012 году в территориальном отделе зарегистрировано 498 письменных обращений граждан. 230 жалоб касалось нарушений санитарного законодательства, 268 – прав потребителей. 89% поступило от горожан, 11% – от жителей четырёх районов.

Число обращений выросло на 15%. В пользу потребителей с ответчиков было взыскано 133389 рублей, в том числе 29000 – за причинение морального вреда. Сотрудниками отдела подготовлено семь заключений и пять исков. Они удовлетворены судом в полном объёме.

Территориальным отделом проведено 119 мероприятий по надзору на объектах торговли, пищевой промышленности и общественного питания. По фактам выявленных нарушений наложено 93 штрафа. Основная их доля связана с недоведением до потребителя необходимой и достоверной информации о продавце товара или исполнителе услуг, а также информации о потребительских свойствах товара и его производителе.

На что жалуется потребитель? 47% – на качество непродовольственных товаров, в частности технически сложных, 38% – на оказание услуг, 11% – на нарушение правил продажи и лишь 4% – на качество продовольственных товаров. Значит, с испорченными консервами большинство поступает как обычно – отправляет их в ведро для мусора.

Но на этом жалобы не заканчиваются. Солидный удельный вес имеют жалобы на нарушения санитарного законодательства. 37% недовольны условиями проживания, 20,4% – эксплуатацией зданий, 12,1% – пищевыми продуктами, 10% – питьевой водой...

Ни одна жалоба не остаётся без внимания. Если вопрос не в компетенции отдела, его передают в нужную инстанцию. Так, например, согласно Жилищному кодексу многие вопросы, касающиеся жилья, в частности температурного режима, протекающих кровель, затопленных подвалов, пере­адресовываются в Государственную жилищную инспекцию. А вот вопросы качества горячей, холодной воды, шумового режима по-прежнему за Роспотребнадзором.

Кстати, из всего вышепере­численного не заслуживает жалоб, пожалуй, лишь питьевая вода в Тобольске, которая, по утверждению Евгения Примакова, отвечает всем санитарным требованиям, а проверяют её в лабораторных условиях по 30 основным позициям.

Анна ЩЕРБИНИНА