Медиакарта
0:25 | 21 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Что происходит?

(Продолжение, начало в № 35)

О ситуации в ЖКХ, о том, что происходит с жилищным законодательством страны и региона, куда движемся и чего нам всем ожидать в сфере ЖКХ. Ответы на эти и прочие вопросы Вячеслав Вахрин озвучил на недавней встрече с журналистами. Услышать это было тем более интересно, что совсем недавно Президент России провел разносную встречу с министром регионального развития и с руководителем Федеральной службы по тарифам в связи с ситуацией в жилищно-коммунальном хозяйстве страны. Отголоски этого президентского разноса еще долго будут аукаться в российском ЖКХ.

Собственник продолжает платить так же, как и наниматель. Законодателю надо было сформулировать этот платёж не как плату за жилое помещение, а как плату за содержание этого имущества. Тогда собственнику станет понятно, что платит он не за свою квартиру, а за содержание подъезда. И выбирает сам способ управления этим общим имуществом. И потом будет поступать не так, как зачастую сейчас. И мы об этом все знаем: отремонтировали подъезд, и он очень быстро приходит в негодность.

Чего же ещё ждать от человека с плохим настроением? Он идёт, поджигает кнопки лифтов, загибает крышки почтовых ящиков, срывает с петель входную дверь и удовлетворённый направляется по своим делам. Таков его протест против жилищно-коммунальной действительности. Он не понимает, за что же он платит и что он должен получить взамен.

Люди также не понимают, как трактует Жилищный кодекс и такой факт – что произойдёт, если многоквартирный дом будет признан аварийным и подлежащим сносу? Согласно Жилищному кодексу, в таком случае все собственники помещений в многоквартирном доме должны скинуться и снести этот дом, и на этом земельном участке, опять же скинувшись, построить себе новое жильё. Это их земля, их общедолевая собственность. Именно так и не иначе! И не один орган власти, ни один бюджет не обязан тратиться на то, чтобы переселять граждан из такого жилья.

Другое дело, если жильё – муниципальное. Если дом подлежит сносу, орган местного самоуправления обязан предоставить нанимателям новое жильё. И если в многоквартирном доме есть муниципальные квартиры, то эти же полномочия собственника должен осуществлять муниципалитет. Именно он должен будет вкупе с остальными собственниками скидываться за обладателей муниципальных квартир на снос старого дома, расчистку завалов, строительство нового дома. А что будет, если собственники квартир не выполнят свои обязательства в данном случае и дом не снесут? Орган местного самоуправления будет обязан изъять дом и муниципальный участок для муниципальных нужд.

Под муниципальной нуждой будет пониматься предотвращение общественной опасности от разрушения такого дома. И что в итоге? Собственники получат выкупную стоимость этого имущества, определённую экспертными оценочными компаниями, либо, если не будут согласны с решением суда, что, в общем-то, в принципе дела не меняет, получат некоторую выкупную стоимость. А дальше придут судебные приставы, выселят под белы рученьки, огородят дом ленточкой, и его снесут специально обученные люди. То есть человек, владея сегодня квартирой, делая в ней евроремонт, вкладывая в неё средства, считая, что это имущество, которое будет передаваться из поколения в поколение, в принципе не занимаясь содержанием общего имущества и наплевательски к этому относясь, лишает себя вот этой единственной собственности, которая у него на сегодня есть. А нужно признать, что для большинства граждан жильё, квартира – это самое ценное имущество, которое они имеют.

Нет у россиянина психологии собственника. У нас человек не хочет идти на собрание, где будут рассматриваться вопросы управления; не желает участвовать в принятии решения о видах работ, которые необходимо заказать для дома; не хочет определять их стоимость. И законодательство позволяет именно так человеку и поступать. Оно не стимулирует к воспитанию в нём чувства собственника. Если человек сам не пошёл на собрание, не выбрал способ управления домом... А способов управления... Их – конечное количество. Это либо управление управляющей организацией, либо товариществом собственников жилья, либо жилищно-строительным кооперативом, либо непосредственное управление. Всё, других форм не существует. Это понять несложно, и каждый в состоянии это сделать. Но в жизни так не происходит.

Наши люди не разбираются – что там за способы управления, что нужно делать? А нужно лишь прий­ти на своё собрание и решить: либо мы создаём ТСЖ, либо нанимаем управляющую организацию. И если мы выбираем последнее, то должны вместе решить – какую. И определить условия договора с ней.

Рассмотрим типичную для нас ситуацию, когда собственники не пошли на собрание, остались на диване у телевизора. Собрание не состоялось, кворума нет. Что происходит? По законодательству орган местного самоуправления проводит открытый конкурс и выбирает собственникам жилья управляющую организацию. И сам определяет размер оплаты за содержание общего имущества дома. Чего собственникам и надо. Они никуда не ходили, управляющую организацию им выбрали. Они её в глаза не видели и дальше очень долгое время не понимают, с кем контактировать. Потому что люди не понимают до конца, что речь ведь идёт об управлении их собственностью. Внешне создаётся ощущение, что за таким коллективизмом можно спрятаться. И когда приходит квитанция, зачем её перепроверять? Кто-нибудь да забьёт тревогу, если там что-то неправильно насчитали. А если все мои соседи молчат, то значит, всё хорошо. Зачем я-то туда полезу? И вот вместе со всем этим мы и теряем своё чувство собственности, а вернее, не имеем его. И, естественно, не понимаем, что происходит. И даже не задумываемся об этом.

Муниципальные тарифы за содержание – обычно самые низкие. Мы безумно радуемся, что чем ниже платёж будет за содержание общего имущества, тем лучше. А теперь разворачиваем жилищное законодательство и смотрим. Оказывается, можно вообще не платить за содержание общего имущества. Плати только за коммунальные услуги. А содержание? Ну не хотят собственники, пусть и не платят... Что тогда? Всё это придёт в абсолютно негодное состояние, будет рушиться, а потом сотни семей окажутся на улице и придут к власти и скажут – а зачем нам власть, если вы не можете о нас позаботиться? И кончится тем же самым: «Дайте денег, потому что мы сами не в состоянии ничего сделать со своим имуществом».

Вот что породила бесплатная приватизация в условиях отсутствия класса собственников, психологии собственника у нашего человека. И это печально. На этом фоне настроения в обществе не очень хорошие, никто не понимает, за что же мы платим.

(Продолжение следует)