– У нас-то? Все хорошо! Проблем – больше тех, что были, – нет. Живем… – привычно отвечает на вопрос «Как дела?» барон цыганского табора из Европейского микрорайона Тома Михай.
Да, теперь он – барон. Прежний, Борис Михай, не так давно скончался от остановки сердца. Вообще, за несколько последних лет в таборе много чего изменилось. Кто-то умер, кто-то родился, кто-то женился (но никто не развелся – здесь это не принято), кто-то потерял в пожаре дом, а потом построил на его месте новый – помогали всем цыганским миром…
Одно остается пока неизменным – Нахаловка все так же стоит у подножия недавно отстроенного Европейского микрорайона. На фоне элитных лоснящихся домов цыганские домики без фундамента, построенные почти сорок лет назад из подручного материала, кажутся особенно сиротливыми. Но их владельцы не унывают. В Нахаловке целыми днями царит оживление. Женщины в цветастых юбках и платках выходят с ведрами к колонке, что-то громко обсуждая между собой на гортанном разнородном языке – не похожем ни на один другой язык и одновременно напоминающем все языки сразу. Дети гурьбой носятся от поселка к дороге, заглядываясь на проезжающие красивые машины и одобрительно улюлюкая им вслед. Пожилые мужчины медленно ходят вдоль домов, сложив руки на груди и иногда строго посматривая в сторону суетящихся мальчишек. Те мигом смиреют, авторитет старших здесь не подвергается сомнению…
И правда, живут. Жили бы так и дальше, если бы пару лет назад им не объявили: мешаете строительству, надо переехать. Долгую историю так и не состоявшегося пока переезда мы рассказывали на страницах «ТК» уже не раз. Географию мытарств строительной фирмы «Партнер-Инвест», которая пыталась воткнуть новый поселок для цыган то там, то тут, внимательный читатель знает, наверное, уже наизусть.
Другое дело, что у каждого читателя на всю эту ситуацию есть свое собственное мнение. Увы, опросить всех вряд ли получится, но кое-кто на эту тему уже высказался. Наша, как мы ее называем фокус-группа – студенты Тюменского нефтегазового университета. Люди молодые, энергичные, интересующиеся жизнью во всех ее проявлениях.
Алена Шулакова:
«Куда переселить цыган? Этот вопрос ожидает ответа уже не один год. Тюменцы не хотят жить по соседству с цыганами, так как считают их изгоями общества… Каждому человеку для понимания проблемы необходимо поставить себя на место другого. А если бы нам пришлось жить в городе, где нас не считали бы за людей? Тогда проще будет понять цыган».
Екатерина Тверитина:
«… Это, на самом деле, наша проблема. От того, что их традиции отличаются от наших, появляется некая боязнь… Ожидая чего-то плохого, мы, чаще всего, делаем из мухи слона».
Полина Сосина:
«Цыганский вопрос» в Тюмени пока что относится к ряду нерешаемых проблем. Не знаю, какой выход из сложившейся ситуации я могла бы предложить компании «Партнер-Инвест», властям, цыганской общине и жителям города, чтобы он устроил всех, не ущемляя ничьи интересы. На данный момент компромисс невозможен и кому-то все равно придется смириться и уступить».
Мария Кара:
«Есть дилеммы, которые невероятно сложно решить. Хотя то, что фирма «Партнер-Инвест» готова предоставить людям новое жилье взамен старого – уже большой шаг. Многие строительные фирмы в таких ситуациях не церемонятся… А это – как дополнение к тому, что передумывалось сотни раз, пока решается эта проблема: если цыгане ладят с нынешними соседями в этом районе, значит, люди они не конфликтные. Следовательно, куда их не пересели, люди со временем поймут, что и цыгане – нормальные люди и будут с ними контактировать (может, несколько альтруистично, но не безосновательно)».
Лиана Гатауллина в своем комментарии ссылается на книгу «История цыган. Новый взгляд» (Н. Бессонов, Д. Деметер), где приводятся примеры антицыганских законов:
«Историк Скотт-Мэкфи насчитывает 148 законов, принятых только в немецких государствах с XV по XVIII век. В результате гонений цыгане Западной Европы, во-первых, сильно криминализировались, поскольку не имели возможности законно добывать себе пропитание. Во-вторых, практически культурно законсервировались. Им пришлось вести особый образ жизни: передвигаться по ночам, скрываться в пещерах и лесах, что усиливало подозрения населения, а также рождало страшные мифы о цыганах… А 27 апреля 1940 года по приказу Гиммлера начались первые депортации синти и рома на территорию Польши – в трудовые и концентрационные лагеря. В городе Лодзь находилось самое большое цыганское гетто. С 1943 года цыган Лодзи начали уничтожать в лагере смерти Хелмно… Сколько же еще должно пройти лет, чтобы все это забылось, чтобы люди перестали мыслить стереотипами из прошлого?»
Станислав Новиков:
«Если «Партнер-Инвест» действительно хочет определить цыган к кому-нибудь соседями, то им нужно подыскать хорошего PR-специалиста и имиджмейкера… Цыганам необходимо менять свой негативный имидж, который они зарабатывали годами».
Светлана Нохрина:
«А дальше все зависит уже от самих цыган, от их поведения. Если они будут уважительно вести себя по отношению к соседям, то жители областной столицы убедятся в правильности своего решения».
… Тома Михай говорит, что с будущими соседями они уже познакомились. Были те очень уж рады перспективе нового соседства? Не сказать… Владельцы дачных участков, что близ поселка Березняки, как и их предшественники, оголили было шашки. Взялись писать письма в разные инстанции, обращались в СМИ… Хотя что нового они могут рассказать представителям власти и журналистам? Все то же самое: «Они же цыгане?..»
Но, как пишет студентка Светлана Нохрина, как бы чувствовал себя каждый из нас, если бы его оценивали не за личные качества, а только по национальному признаку?