Медиакарта
9:04 | 1 октября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Хранительница семейных реликвий

Хранительница семейных реликвий
15:36 | 15 марта 2013
Источник: Слава труду


Согласно данным архива, в тридцатые годы прошлого столетия население района составляло 28660 человек, проживавших в 96 сёлах и деревнях. К 1990 году их осталось 43, с численностью 16900 жителей. В число исчезнувших в то время населённых пунктов попала и Руполька, находившаяся в четырёх километрах от деревни Овсово.


Приехавшие в начале 20 века переселенцы из Пензенской области в сибирские земли первоначально расселились вольготно, хуторами. Но во времена коллективизации для организации колхоза их переселили в одно место. Так была образована деревня Руполька.

Работа и жизнь в этом колхозе ничем не отличалась от массы других. Преобладал ручной труд. Основную тягловую силу представляли лошади, быки, коровы и женщины. Сеяли пшеницу, лён, коноплю, из последней ткали одежду и для себя.

– Руполька, окружённая со всех сторон болотами, была небольшая, но весёлая и дружная деревенька, состоящая из одной улицы, – вспоминает её бывшая жительница Мария Павловна Субботина (Дударева в девичестве). – В войну деревня казалась пустой. Мужики – на фронте, а кто оставался – в поле или на покосе работали. Скотины в деревне много держали, колхоз крепкий был да по домам коровы, так что на покосах неделями жили, а зимой всё это надо вывезти, а силёнки-то какие у ребятишек да баб. А как мы ждали каких-нибудь вестей с фронта! Радио в деревне не было, газеты тоже не ходили, придёт письмо кому-нибудь, вот и бежишь узнавать, что да как, а в письмах ведь поначалу ничего такого не писали, это уж когда наступать начали, так напишут: тот город взяли, другой. Приезжал к нам в деревню ещё нарочный из совета, вот он рассказывал, что знал, иногда газету почитает, вот и все новости. Ну, а уже когда война закончилась, и домой стали возвращаться мужики, деревня начала преображаться на глазах. Они в центре деревни установили высоченные качели, и это стало постоянным местом для гуляний. Вечерами оттуда подолгу слышались песни и звуки гармошки. Я с завистью смотрела на сверстников, у которых возвратились отцы, на нашего папу в конце войны пришла похоронка... И сейчас не передать словами, как радовалась, когда он неожиданно вернулся.

Первые послевоенные годы были очень тяжёлыми и голодными. Чтобы обуть и прокормить семью, нас ведь росло шестеро ребятишек, отец научился катать валенки, плести лапти, я тоже присматривалась к этому ремеслу. С раннего детства мама научила меня прясть изо льна нитки и ткать из них холсты. Очень трудоёмкой была эта работа. Пряли при лучинах долгими зимними вечерами. Иногда дома, но чаще собирались на девичники у кого-нибудь в большой избе: кто прядёт, кто вяжет, песни поём, и работа спорится. Вытканные холсты расстилали под снег, чтобы они отбеливались, а потом шили из них платья, рубашонки. Грубые они, конечно, получались, колючие, но ничего, привыкали и носили, больше всё равно надевать нечего было, – рассказывает Мария Павловна.

Моя собеседница и сейчас хорошо помнит всю технологию работы со льном. Выращенные растения выдёргивали, расстилали, потом вымачивали, сушили, очищали от костиги и начёсывали. После этого получались греби и пачесы. Первый продукт получался более грубым, и нити, получавшиеся из него, использовали для шитья мешков и верхней одежды. Из пачесов шили платья и рубашки. Ещё из этого волокна делали нитки, которые в то время тоже были дефицитом.

Для начёсывания льна у Марии Павловны сохранился гребень, привезённый её прабабушкой из Пензенской области, ей он тоже перешёл по наследству от бабушки. С удивлением рассматривал эту отполированную каждодневным трудом деревянную вещицу. Про себя отметил: гребню, предназначенному для грубой работы, без малого полтора века, но он до сих пор сохранил целыми все зубья.

Нелёгкую жизнь прожила Мария Павловна. Переехав в Овсово, работала дояркой, раздаивала нетелей, была водовозом, горючевозом, прицепщиком. Изменилась жизнь с того времени, но, несмотря на то, что предметы для переработки льна в домашних условиях не используются уже добрых пять десятков лет, она до сих пор их бережно хранит. Женщина с удовольствием продемонстрировала нам, как из льняной кудели получали нитки. Очень тёплые воспоминания остались у неё и о своей малой родине, небольшой деревеньке Рупольке:

– Тяжёлая жизнь там была, но весёлая, – подытожила свой рассказ Мария Павловна.

• Лапти. Эта обувь казалась очень удобной.

Фото: автор.

Автор: Сергей СТЕПАНЮК