Медиакарта
8:23 | 2 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Да пребудет с ними Сила

Подведены итоги городского этапа конкурса «Учитель года». Герой этого материала в нём не участвовал – свои призы и награды он уже успел получить и на областном, и на всероссийском уровнях. Он – победитель конкурса лучших учителей России 2007 года в рамках приоритетного национального проекта «Образование», областного конкурса «Учитель года Тюменской области» 2005 года, обладатель диплома победителя Всероссийского конкурса учителей физики и математики в номинации «Наставник будущих учёных» 2009 года и диплома победителя Всероссийского конкурса «Открытый урок» 2008 года, был членом жюри Всероссийского конкурса «Учитель года-2010». Сегодня он – пример не только для своих учеников, но и для многих молодых работников сферы народного образования.

В ходе подготовки материала об учителе математики гимназии № 10 через социальную сеть обращаюсь к ребятам из его класса с просьбой завершить простое предложение: «Анатолий Кугаевский – это…».

Первый же ответ заставил сначала улыбнуться, а затем и серьёзно призадуматься. Александр Козютенко прислал сообщение, начинающееся так: «Анатолий Анатольевич – это наш «Оби-Ван Кеноби», если вы понимаете, о чём я».

Я понимал… Ещё бы – кто же не знает старину Кеноби – магистра Совета джедаев из легендарной киносаги «Звёздные войны». Великий боец, умеющий при этом сотворить мир словами. Воплощение терпения, добра и мудрости. Рыцарь и учитель… Точнее даже – Учитель-Рыцарь.

С этого и начался наш разговор. А затем от фантастической вселенной, придуманной режиссёром Лукасом, перешли к реальной жизни учителя в России. Если угодно – его роли в обществе.

Сегодня теле- и радиоэфир, газеты, журналы и Интернет переполнены дискуссиями о новых образовательных программах и прочих организационных конструкциях. Но вот мне всегда казалось, что учитель (не педагог – учитель) не слишком-то и зависит от той или иной системы. Учитель всегда – один в поле воин, самурай, спокойно ступающий по подмёрзшей траве навстречу неизвестности. И если он достигнет такой степени независимости от внешних факторов, то за его спиной плечом к плечу встанет непобедимое воинство – его ученики.

А. Кугаевский: Наверное, вы правы…За 24 года своей работы в школе я сполна убедился в том, что один человек может сделать очень многое. За примером и ходить далеко не надо – первый директор нашей гимназии Николай Дмитриевич Лицман. Этот очень добрый человек обладал железной волей и, раз уж вспоминали джедаев, умел аккумулировать энергию из окружающей его среды. И он создал прекрасное учебное заведение. Во многом беру с него пример и стараюсь идти своим путём. Даже если меня не принимают и не хотят понять. Есть свои жизненные принципы. Есть законы, которых мы должны придерживаться, – писаные и неписаные. Всё просто – чти законы государства и не изменяй себе.

– На учительском столе математика Кугаевского небольшой портрет Высоцкого. Законы поэт, может, и не чтил, но себе точно не изменял. Повторяете что-нибудь про себя из Владимира Семёновича?

А.К.: Да… Часто. «Я не люб­лю, когда мне лезут в душу, тем более, когда в неё плюют...», «Я скачу, но я скачу иначе, по камням, по лужам, по росе. Бег мой назван иноходью, значит – по-другому, то есть – не как все». «Я дышу, и значит – я люблю! Я люблю, и значит – я живу».

– А что считаете самым важным в своей профессии?

А.К.: Умение организовать ребят – сплотить вокруг себя. Иметь смелость для того, чтобы вести их за собой. Это очень ответственно, но, мне представляется, именно такова миссия учителя.

– Многие сейчас говорят про ответственность. Вот глянешь окрест себя – все сплошь ответственные. Что кроется за этим понятием?

А.К.: А у него есть вполне прикладное значение, у понятия «ответственность». С малого всё начинается. Когда с утра еду в гимназию, то уже точно знаю, кого сегодня не будет на занятиях и по какой причине. У нас с ребятами есть правило – собираться в классе за 15 минут до начала уроков. И они знают, что нужно обязательно позвонить мне или написать сообщение в том случае, если кто-то задерживается… Поверьте, это здорово объединяет детей, учит тому, что нужно быть внимательными друг к другу. Для них это первые маленькие уроки ответственности.

– Какие-то они у вас… дисциплинированные…

А.К.: Ну, это ведь не назовёшь дисциплиной по-армейски (Анатолий Кугаевский отслужил «срочную» в погранвойсках и демобилизовался в звании старшины, так что с казарменной дисциплиной знаком не понаслышке – Авт.). Нормальные дети… Подростки уже. И никто их не строит. Так само собой повелось, что ко мне на уроки они не опаздывают.

Это обычный порядок. Выполняю эти требования сам и спрашиваю с других. Это не только уроков и школы касается. Если класс отправляется в поход, то все знают, что ровно в час «Х» группа выходит. В конце концов, ведь не зря сказано: точность – вежливость королей.

– И математиков, конечно же?

А.К.: И математиков, разумеется, в первую очередь. Только давайте уж без штампов, что, мол, сухари они и люди прямолинейные. Весь мир вокруг нас устроен по математическим принципам. И люди искусства прекрасно это понимают… Вот у Пушкина отрицательный Сальери «поверяет алгеб­рой гармонию» музыки. Но ведь реальный-то композитор Сальери был гениальным музыкантом. И Моцарта он не убивал… Более того – Моцарт многому у него научился. А гений Леонардо да Винчи! Вот уж сочетание математического ума и духа подлинного творчества.

– Ещё раз про «сплотить и повести за собой». Об успехах ваших учеников на математических олимпиадах городских, областных и всероссийских наша газета сообщала не раз. А вот насколько они дружны меж собой, эти одарённые юноши и девушки?

А.К.: Я ими горжусь. И в первую очередь тем, что они умеют дружить. У меня было три выпус­ка, и вот недавно их представители встретились. Более 40 человек… И я увидел – то, что мы делали с каждым классом в своё время, не прошло даром. Ребята помнят наши негласные законы и общие договорённости и уважают друг друга. Отличное понимание между теми, кто окончил школу 15 лет назад, и теми, кто всего лишь 3 года… Вот, не сочтите за преувеличение, – одна семья, со старшими и младшими братьями-сёстрами.

– А родителям есть место в этой гимназической семье?

А.К.: _Да вы бы у них лучше спросили. Очень часто сегодня в разговоре звучит «мы»… Думаю, что оно есть, это «мы», что оно настоящее. И родители в этом «мы» занимают своё важное место.

Устраиваем общие праздники. Делаем подарки – дети, родители, учителя. Учимся делиться радостью. Это ведь труднее всего, радоваться успехам других… Так и считаю 9 «Б» – 28 учеников, 56 родителей, ну и я… Такой у нас класс… 85 человек._

Большая перемена оказалась не такой уж большой. Пора пришла прощаться с 9 «Б». И здесь я, решив продолжить игру в «Звёздные войны», положил перед учителем математики Кугаевским лист с пять­ю истинами Кодекса джедая.

– Анатолий Анатольевич, выберите истину по душе…

А.К.: Вот, пожалуй, это: «Нет невежества – есть знание». И с тем, что «нет хаоса – есть гармония», тоже полностью согласен.

Дмитрий КАРАСИЕР

Юрий ПОПОВ (фото)

И всё-таки, Анатолий Анатольевич – это..?

– Это личность, готовая отстаивать свои права и желания. Он чётко знает, что нужно для того, чтобы вся гимназия, и наш класс в частности, развивались. С ним интересно спорить, ведь к любой теме он подходит обдуманно.

Кирилл ЕЛФИМОВ

– Это человек, который залез ко мне за шиворот, собрал разрозненные на тот момент части истины и порядочности и затолкал в подкорку, а всё низменное и второстепенное распинал по углам, да так далеко, что ни один человек не вытянет это из меня наружу.

Николай ОГОРЕЛКОВ

– Это всегда понимающий и отзывчивый человек. Для нас он не просто учитель, а отец, к которому всегда можно обратиться за советом и помощью. С ним интересно разговаривать на различные темы, проводить время на уроках и вне школы. Мы рады, что Анатолий Анатольевич с нами.

Даша СОКОЛОВА и Таня БУТОРИНА

Это тот, кто нужен современным детям: добрый, иногда строгий, но всегда справедливый.

Ксюша ПАТРАКЕЕВА

Это Наставник, лично для меня сформировавший определённую базу знаний, увлечений, жизненных принципов. Из школы я вышел готовым к сюрпризам взрослой жизни, насколько это вообще было возможным для несовершеннолетнего подростка. Это благодаря ему.

Динар КАРЫЧЕВ

Это человек, частичка души которого есть в каждом, кто с ним знаком. Учитель, который учится вместе со своими учениками. Наш классный папа.

Альбина БАКИЕВА

Это – хороший человек.

Иван ДЕЙЛИД