Медиакарта
4:39 | 18 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Школьный музей на просторах Интернета

Школьный музей на просторах Интернета
17:45 | 19 марта 2013
Источник: Красное знамя

**Многие педагогические коллективы "столичного" взяли информационные технологии на вооружение и в таких традиционных областях, как патриотическое воспитание, развитие творческих, исследовательских способностей детей и формирование активной гражданской позиции. Одно из перспективных направлений - развитие музейного дела.

Наиболее творческие коллективы и учителя успешно осваивают в этих целях просторы Интернета.**

Газета уже писала писала об интересном опыте Ембаевской средней школы. Сегодня наш рассказ о работе Онохинского музея. Поводом для публикации послужила небольшая информация, которую учитель истории и обществознания Юлия Гончар, она же руководитель школьного музея и редактор сайта музея, направила в редакцию. После чего мы и решили познакомиться с музеем и его виртуальным вариантом поближе. Для этого было достаточно ввести в строку браузера электронный адрес: http: //onokhinskayashool.jimdo.com/.

На главной странице сайта информация об истории школы и её сегодняшнем дне. Рассказ о музее начинается с обращения Ю.Н.Гончар к современникам: "Мы гордимся людьми, которые ценой своей жизни победили врага. Мы знаем громкие имена Великой России. Задача музея в том, чтобы как можно больше людей узнали о жизни и славных делах наших земляков. Когда-нибудь, и мы с сожалением вынуждены это признать, 9 Мая будем отмечать без ветеранов. Их Победа станет былинным, почти сказочным подвигом, о котором слагали и будут слагать песни, стихи, снимать фильмы. Уйдут живые свидетели той героической и страшной поры. Некому будет рассказать правду о войне. Мы считаем, что должны донести её до будущих поколений". Как и во многих других школах района, в Онохино дефицит свободных площадей, а, значит, освоение виртуального пространства только с этой точки зрения даёт неограниченные возможности для развития. Кроме того, "оцифровывание" собранных материалов даёт гарантии их сохранности на века. Особенно ценными при этом будут фото- и видеоматериалы. Не будем недооценивать и растущую базу текстовых файлов.

Юлия Николаевна отмечает, что сбор материалов о Великой Отечественной войне в школьном музее начала с группой учеников ветеран педагогического труда Галина Александровна Куркина. Благодаря их усилиям были собраны, например, свидетельства боевого пути онохинцев, служивших в 368-й Печенгской Краснознамённой дивизии. Эта работа продолжается и нынешними школьниками. Материалы музейных экспозиций постоянно пополняются, находят они отражение и на страницах его виртуального двойника. Одно из свидетельств большой работы учащихся и нынешнего руководителя музея - Книга Памяти, рассказывающая о судьбах 27 онохинцев - участников Великой Отечественной войны. На школьном сайте можно посмотреть и видеозаписи воспоминаний трёх живущих в Онохино ветеранов войны: Андрея Ивановича Конушина, Николая Фёдоровича Вальковского и Агнии Михайловны Коптяевой. Здесь же размещены материалы акции, посвящённой 65-ой годовщине Великой Победы "Нити времён", результаты исследовательской работы по изучению фронтовых писем, разработки классных часов и экскурсий, а также другую полезную информацию.

Большим успехом местных краеведов стала исследовательская работа десятиклассницы Татьяны Субботиной под руководством учителя иностранного языка И.А.Субботиной, основанная на фронтовых письмах не вернувшегося с войны Михаила Ивановича Горохова. Труд девушки в 2011 году был высоко отмечен на районной и областной научно-исследовательской конференции молодых исследователей "Шаг в будущее", благодаря чему Татьяна получила право защищать его в Москве, за что отмечена специальным дипломом. Кстати, М.И.Горохов - первый директор Онохинской школы. Так что преемственность и связь поколений для онохинцев - совсем не пустой звук.

По словам Юлии Николаевны Гончар, вместе с ней в музее работает увлечённая команда единомышленников - ребята из средних и старших классов, самые активные входят в совет музея. Вместе составляют планы, участвуют в подготовке экскурсий и экскурсоводов, лекторов, фотокорреспондентов, осваивают методы исследовательской и краеведческой работы, подводят итоги. Ежегодно состав совета музея на 2/3 обновляется. Уже опытные ребята выступают наставниками новичков. Экспозиционную секцию в нынешнем составе возглавляет Яна Мешкова, эту девушку Юлия Николаевна называет своей правой рукой. Кстати, Яна - правнучка прошедшей Великую Отечественную войну радистом Агнии Михайловны Коптяевой.

В поисковую секцию музея входят Денис Чевелёв и Слава Весенёв. За работу над сохранением и пополнением фондов ответственны Юлия Асанова и Ирина Печенина. Нина Аткина и Ольга Хмелевских организуют работу экскурсоводов. К школьным гидам предъявляются особые требования. Вот что по этому поводу сказано в "Памятке экскурсовода Онохинской школы": "Экскурсовод должен уметь собирать и изучать исторические материалы и документы, разрабатывать личную технику рассказов и выступлений, заниматься организацией встреч и комфортного нахождения группы экскурсантов, читать экскурсионные лекции по истории музея, проводить инструктаж по соблюдению мер предосторожности при осмотре достопримечательностей, заполнять необходимую экскурсионную документацию, координировать поведение группы в чрезвычайной ситуации, оказывать первую медицинскую помощь, организовывать выход группы с места экскурсии". Как видим, требования самые серьёзные. Ещё одно направление деятельности актива музея - связь с государственными, общественными организациями и средствами массовой информации. Хотелось бы отметить, что ценным в работе над созданием виртуального музея является и создание единого культурно-информационного пространства между различными участниками этой деятельности.

Вряд ли кому-то надо доказывать, что виртуальные музеи в Онохино и Ембаево - отличная идея. Теперь это уже проекты, успешно претворённые в жизнь. Опыт, который будет непременно использован в работе других школьных коллективов. Давайте представим на минуту, что совсем скоро будет создано сетевое сообщество виртуальных музеев образовательных учреждений "столичного", затем - региона и, наконец, страны. Какие возможности при этом открываются для учащихся и учителей! Сколько замечательных дел ждут их впереди!

Татьяна ЮРТИНА.