**
На одном из стеллажей в музейной комнате слободабешкильской школы лежит старый, пожелтевший от времени конвертик – сложенное в треугольник письмо, датированное 8 июля 1945 года. **
На письмеце – расплывчатый штемпель «Проверено военной цензурой», номер полевой почты и номер части 52162. Вот строки этого послания:
«Здравствуй, Таня! Шлю тебе и детям горячий с любовью привет. Начинаю писать с большущей радостью, потому что услышал очень хорошее сообщение. Отец наш – товарищ Сталин – позаботился о нас, служащих в иностранных армиях, говорят, читали в газете «Правда», что через полтора месяца всех русских офицеров должны отозвать на Родину. Я ликую как никогда в жизни. Живите, работайте и запасайте всего для зимы. Таня, я нахожусь в дороге, на полях. Ехать будем около полмесяца, наверно, а потом уже остановимся на всё время. Оттуда уже, наверно, будем ехать в Москву, в нашу родную столицу. Пишу, а сердце, как локомотив паровоза, работает и выскочить хочет от радости. Не верится, что вернусь на Родину! Много всякого богатства видел, что проехал, но это всё неродное, не наше. Устроено не по нашему вкусу. Общество совсем иное. Жить тут я никогда не буду спокойно. Сейчас сидим, пишем письма с сибиряком, фельдшером из Красноярского края. И не верим, что это может быть правда. Пока, всего хорошего. Целую всех. Ваш отец Жаков».
В школьный музей письмо попало накануне 65-летия Победы. Нашли его у местной жительницы Т.А.Катаевой в архиве её матери, которая долгое время преподавала в слободабешкильской школе биологию и географию. Вместе с учителем истории Н.А.Колесниковой она собирала материал по истории села. Письмо неизвестного солдата вызвало интерес. Кто такой Жаков, откуда он, где воевал, что с ним стало? На эти и многие другие вопросы решили найти ответ педагог школы Людмила Павловна Ровкина и её ученица Татьяна Падюка.
Они начали поиск людей, связанных с Жаковым. Письмо адресовано некой Татьяне Степановне Жаковой, её имя помнят в школе. В 30-40-е годы она работала в селе Слобода-Бешкиль учителем. Опросив старых педагогов и старожилов села, исследователи узнали, что Татьяна родилась в начале 1900 года, что она дочь Степана Черепанова. Из письма следует, что у Татьяны были дети: «Шлю тебе и детям горячий с любовью привет». Нашлись данные, что детей было четверо, а Татьяна Степановна работала учителем начальных классов.
Жительница райцентра П.М.Орлова рассказала об авторе письма. Родился он в посёлке Мехонка Курганской области, работал ветеринарным врачом и погиб в 1947 году в автомобильной катастрофе по дороге в Исетское. Павла Максимовна назвала и год рождения Жакова – 1905, и имя – Григорий Федотович.
Исследователи решили уз-нать о судьбе офицера Жакова. К сожалению, в исетском архиве данных о нём нет, значит, как решили Людмила Павловна и её ученица, призывался он не из нашего района. Тогда откуда? Где стояла воинская часть 52162 в июле 1945 года? Чтобы ответить на эти вопросы, они написали письма в военные архивы Москвы, Кургана, Тюмени... Ответ из архива Шатровского района подтвердил, что Г.Ф.Жаков ушёл на фронт в ноябре 1943 года. Пришло письмо и из Москвы, из него узнали, что условное наименование воинской части, полевая почта 52162, принадлежало польскому пехотному полку. Значит, строки «Много видел…, но это всё неродное, не наше…общество совсем иное…» Жаков писал о Польше.
Спустя несколько месяцев в школу пришло письмо из архива города Подольска. Из справки центрального архива РФ Людмила Павловна и Татьяна узнали, что в послужной карте на ветврача Жакова Григория Фёдоровича (так написано в документе) с 1943 года значится: «Приказом начальника вет. Упр. КА № 009 от 15.03.45 г. направлен в резерв вет. Управления на комплектование польских формирований в СССР», из другой выписки следует: «Приказом начальника тыла КА № 048 от 4.02.46 года уволен в запас по возрасту и направлен на учёт в Межовский РВК Курганской области».
Людмила Павловна и её ученица помогли вписать имя офицера в список вернувшихся с войны. Руководитель школьного музея уверена, что проделанная работа того стоила, ведь с каждым годом уходят из жизни люди военного поколения. В музее не хватает материала об офицерах-земляках, воевавших на фронтах Великой Отечественной, письмо помогло пополнить школьные архивы, обогатить его воспоминаниями.
Вот так раскрылась тайна письма, которое долгие десятилетия хранило молчание. Получается, что после окончания войны наш земляк Жаков прожил всего около двух лет, но память о нём продолжает жить, жить в маленьком клочке бумаги, на котором стоит штемпель с номером полевой почты.