Медиакарта
17:57 | 25 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

"Телефон доверия" на страже закона

Как показывает практика, число обращений граждан в милицию растет год от года. Однако это отнюдь не показатель роста преступности - просто обращаться в милицию стали больше, чаще, даже в тех случаях, в которых еще 2-3 года назад не решились бы.

Все знают, что, если случилась беда, надо позвонить по телефону «02» или обратиться в орган внутренних дел с заявлением. Это самые распространенные формы обращения в милицию. Но, наверное, не всем известно, что существует и множество других форм. Так, вы можете направить свое заявление в ОВД по почте, телеграфом, факсимильной связью, через Интернет, обратиться с письменным или устным заявлением о преступлении или происшествии в участковый пункт милиции.

Законом установлено общее правило - устное заявление о преступлении заносится в протокол принятия устного заявления о преступлении, который подлежит незамедлительной регистрации в книге учета сообщений о преступлениях в дежурной части ОВД.

В случае, когда заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола, его заявление оформляется рапортом сотрудника об обнаружении преступления, который также регистрируется в дежурной части ОВД. В нем должны быть отражены обстоятельства совершенного деяния и источник получения информации об этом.

Письменное заявление о преступлении, представленное в орган внутренних дел лично заявителем или его законным представителем, доверенным лицом, также должно незамедлительно регистрироваться в дежурной части. При этом заявителю выдается талон-уведомление о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, даты и времени принятия.   Отказ в приеме сообщения о преступлении или происшествии, в каком бы виде оно ни поступило, равно как и укрытие сообщения от регистрации, недопустимы. Каждый факт укрытия сообщения от регистрации рассматривается как нарушение законных интересов граждан и их конституционного права на защиту от преступных посягательств и влечет за собой привлечение к установленной законом ответственности.

Однако далеко не всегда о фактах отказа в приеме или регистрации заявлений о происшествиях, так же как и о других негативных фактах, связанных с нарушением дисциплины и законности со стороны руководителей и сотрудников органов внутренних дел, становится известно руководству, так как граждане зачастую не сообщают об этом в орган внутренних дел, а предпочитают излить душу в кругу семьи или знакомых, перемыв при этом косточки нерадивому сотруднику милиции, а заодно и всей милиции в целом.

Обо всех случаях отказа в приеме заявления, сообщения, нерегистрации сообщения, незаконных действий, оскорблений, недостойного поведения со стороны сотрудников милиции необходимо сообщать вышестоящему руководству. Это можно сделать в письменной форме либо записавшись на личный прием. В ОВД по Уватскому району в доступном для граждан месте имеется стенд, где размещены данные о руководителях, которым можно обжаловать незаконные действия сотрудников милиции, их телефоны, дни и часы приёма.   Кроме того, о подобных фактах можно сообщать по «Телефону доверия». Такие телефоны работают во всех отделах внутренних дел Тюменской области, в том числе в ОВД по Уватскому району (2-81-46), ГУВД по Тюменской области (793-093) и в УГИБДД ГУВД по Тюменской области (794-594).

«Телефоны доверия» на сегодняшний день являются жизненной необходимостью. С помощью «Телефона доверия» любой гражданин может обратиться в орган власти с информацией, которую он по каким-либо причинам не может или не хочет говорить открыто. «Телефон доверия» гарантирует неразглашение, конфедициальность, а также проверку полученной информации и немедленное реагирование со стороны руководителей властных структур в случае ее подтверждения.

На звонки по «Телефону доверия» отвечает сотрудник, принимающий информацию, который представляется абоненту: «Вы позвонили по «Телефону доверия» - и записывает подробно текст информации в журнал учёта поступивших сообщений. Полученные по «Телефону доверия» сведения используются в дальнейшем для устранения недостатков в служебной деятельности ОВД и выработки мер, направленных на повышение эффективности их работы, разрешения вопросов, связанных с личным составом или членами их семей, раскрытия и расследования преступлений. В этой связи думается, что основной целью работы «Телефона доверия» является укрепление доверия граждан к органам внутренних дел.

На «Телефон доверия» можно позвонить с сообщением о каком-либо правонарушении или преступлении, совершенном или готовящемся.

В 2010 году  на «Телефоны доверия» ОВД поступило 24 сообщения (2009 г. - 15), из которых 2 сообщения о преступлениях, 2 жалобы на действия сотрудников ми-лиции (ГИБДД), 3 информации, представляющие оперативный интерес, 18 информаций справочного характера.

Наибольшего успеха можно добиться лишь там, где вместе с правоохранительными органами активное участие принимает население. Поэтому, уважаемые жители и гости нашего района, не молчите, не прячьтесь на кухне. Давайте строить правовые отношения вместе!  

Наталья НАЗАРОВА,

старший инспектор

штаба ОВД