Медиакарта
22:37 | 2 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Ишим - город театральный

Наверное, у домов, как и у людей, есть предназначение. В 1964 году в г. Ишиме на ул. Казанской в микрорайоне, называемом в простонародье «хутор», в одноэтажном белокаменном здании был открыт кинотеатр «Мир». В 1995 году помещение было отдано детскому центру «Мир музыки», а с 2010 года здесь расположился театр.

Заслуга каждого режиссера

Отправной точкой городского театра принято считать 1919 год, когда Ишимский военно-революционный уездный комитет принял решение о его создании. В конце ноября этого года заведующий и режиссёр Александр Васильевич Чернов начал формирование труппы из профессиональных и самодеятельных артистов. В помещении магазина братьев Кутыревых (ныне магазин № 2 на ул. Луначарского) были оборудованы сцена и зрительный зал на 320 мест. Первый спектакль состоялся 18 декабря. Через год в театре играло 20 актёров, работали декораторы, гримёры и оркестр из десяти человек. В репертуаре - пьесы «Власть тьмы» Александра Островского, «Женитьба» Николая Гоголя, «Дядя Ваня» Антона Чехова и другие. Театру было присвоено имя А.В.Луначарского.

Во все времена в Ишиме тепло принимали на гастроли труппы известных театров, успешно давали представления и свои коллективы. В 30-е годы прошлого столетия сложилось два сильных самодеятельных драматических коллектива – в клубе железнодорожников и в городском Доме культуры. Последний в 1944 году получил статус театра (директор М.Ф.Тарасов), но в мае 1949- го театр по ряду причин закрыли. Однако уже через год энтузиаст Степан Михайлович Фёдоров собрал артистов в любительском кружке ДК.

В 1954 году Ким Аркадьевич Осинцев, директор ГДК, пригласил из Минусинского драмтеатра актёра и режиссёра Игоря Георгиевича Букина. 30 октября 1959 года букинскому коллективу было присвоено звание народного за спектакль «Барабанщица» по пьесе А.Солынского. Многие спектакли в ишимском театре жили подолгу. Например, «Эзопа» ставили около семидесяти раз. Пьеса В. Шукшина «До третьих петухов» стала последней у состава народного театра ГДК в 1994 году.

Яркие страницы в театральную историю Ишима вписали режиссёры Валентина Егорочкина, Семён Клебанов, Михаил Волковец, Елена Семенас, Данил Султанов, убеждённый, что «Театр жив, театр будет жить!» Именно он вернул Ишиму звание города театрального, которое вдруг стало утрачиваться.

Время в «Зеркальном» отражении

Театр в судьбе Данила Султанова появился очень рано. В четвёртом классе мальчишка пришёл в театральную студию в родном городе Сысерть Свердловской области – родине сказочника Бажова. Так в его жизни случилось: на родине одного сказочника родился, на родине другого – Ершова – в нескольких ипостасях успешно работает в сфере культуры. Данил Илдарович – «и швец, и жнец, и на дуде игрец»: режиссёр и ведущий артист не только Ишимского театра, но и сценарист, непревзойдённый по эмоциональности ведущий городских массовых праздников. Есть и основная работа: из хлопотного кресла генерального директора «Объединения городской культурный центр» переведён в ещё более ответственное - председателем комитета культуры и около года - заместитель директора департамента по социальным вопросам. «Вся жизнь – сказка!», - реагирует смехом на замечание о Бажове и Ершове. На сцену впервые вышел на утреннике во 2 классе в роли Волка. Активнее стал выступать, будучи старшеклассником. О театре серьёзно не думал, как и о работе в сфере культуры. К такому выбору подтолкнула мама, Муслима Галимовна. В 1995 году окончил Тюменский государственный институт культуры, в 1998-м - Екатеринбургский государственный театральный институт (мастерская профессора Анисимова) по специальности «Руководитель муниципального театра».

Театральной студией в Ишиме Султанов руководит с 1991 года. Сам для себя и коллектива ввёл правило: ежегодно к 27 марта – Международному дню театра – ставить новый спектакль. «Вообще День театра я жду каждый год, - признался Данил Илдарович. - Жду - через творческий период подготовки спектаклей, жду самого театрального действия. Ишимцы театр любят. Они приходят, смотрят, выражают эмоции, щедро награждают аплодисментами. Вообще когда на сцене идёт действие, всегда волнуюсь, за свои постановки – вдвойне».

А чтобы был интерес, было кому себя показать и получить оценку не только зрителя, но и профессионалов, учредили фестиваль - Ишимские театральные игрища. «Зеркало» - неоднократный их лауреат в номинации «Народный театр», дипломант разных степеней. В 1993 году на Игрищах, получивших статус областных, самому Данилу Султанову присвоено звание «Лучшая мужская роль». В 1994 году театральная студия со спектаклем «Беда от нежного сердца» по пьесе Владимира Сологуба на областном театральном фестивале в г. Тюмени заняла 1-е место. В этом же году Султанов был официально назначен режиссером народного самодеятельного театра «Зеркало».

Я хорошо помню премьеру спектакля «Беда от нежного сердца» 27 марта 2008 года - с обновлённым актёрским составом. В труппу «Зеркала» вернулись корифеи, игравшие ещё у режиссёров Букина, Стафеева. В зале ГДК - аншлаг. Фабула водевиля незатейлива: состоятельному мещанину Золотникову (Константин Ларичев) нужно женить сына Александра (Михаил Ильин). С этой целью он приезжает в Москву к бывшей даме своего сердца Дарье Семёновне (Нина Малюк), чтобы посватать её дочь Машу. Однако сын озадачивает нежным отношением и к Маше (Анна Коровина), и к Кате (Наталья Денисова), и к Настеньке (Любовь Лам), в каждой находит добродетели. Но выбор делать надо… Отец приходит на помощь сыну, чтобы отличить истинное чувство от корысти. Игра актёров по-настоящему увлекла всех, зрители аплодисментами благодарили за мастерство. Интересно, что в 1990 году Данил Султанов сам играл главную роль – Александра - в этом спектакле, на этой же сцене. Тогда режиссёром-постановщиком был Михаил Волковец. И султановское прочтение пьесы отличалось многими акцентами. Как объяснил сам Д.Султанов, в прошлой постановке всё крутилось вокруг Александра, он держал игру. А сейчас мы увидели раскрытые характеры каждого героя в психологически накалённой атмосфере. Пристрастие к классике у Султанова вполне объяснимо: она вечна и современна, через неё просвечивают и сегодняшние проблемы нравственности. Вроде бы другая эпоха и не про нас, а задуматься заставляет.

Это был первый спектакль, где использовалась музыка ишимского автора. Написал её Сергей Глухих, заслуженный работник культуры РФ, руководитель образцового коллектива «Робинзоны». Музыка рояля, лейтмотив которой – романсовое начало, удачно вливалась в тему, композицию.

И в оформлении сложился ансамбль. Рождают спектакль режиссёры, актёры, но пока он дойдёт до зрителя, приложат руки дизайнеры, костюмеры, художники. В ГДК эти звенья надёжны: творчески работали художник по костюмам Любовь Евдошенко, художник Владимир Филатов и другие. В ходе постановки проверился и артистический, и организаторский талант тогда ещё и художественного руководителя народного театра «Зеркало» Надежды Лам.

С этого времени в режиме работы театра появилось и ещё одно новшество: репетировали по два спектакля одновременно. Комедию и водевиль «Зеркалом» сыграли, очередь - за драмой. Султанов выбрал эмоционально сильную – «Забыть Геростата» Горина. восстанавливали спектакль по пьесе К.Гальдони «Слуга двух господ».

К концу 2008 года в репертуаре театра «Зеркало» было четыре спектакля. И в городском Доме культуры стали практиковать театральные пятницы. «Зеркало» засияло: за год было дано 22 спектакля, в труппе – 21 актёр, работают звукорежиссёр, звукооператоры, художник, костюмер, композитор, администратор, декораторы.

От пятниц – к профессиональному театру

В одном из интервью Данил Илдарович говорил мне: «Я всё-таки пришёл к мнению, что в городе надо открывать профессиональный театр. Пусть пока на базе непрофессиональных актёров создать репертуарный театр, чтобы раз в две недели или в другие сроки проходили спектакли. Это у меня давнишняя мечта. Одни хотят смотреть, другие – играть. И сейчас, когда вернулись опытные актёры и у меня налажена личная связь с режиссёрами, есть такая возможность. Мы готовы пригласить на работу молодых специалистов, которые заканчивают профессиональные учебные заведения и самозабвенно хотят творить.

Мечта режиссёра Султанова к сегодняшнему дню осуществилась по многим пунктам. Есть теперь в Ишиме отдельное здание с обозначением крупными буквами «Ишимский театр». Хотя когда в начале 2010 года Данил Илдарович предложил отдать помещение под театр, многие посчитали это абсурдом. Но режиссёр и артисты убедили руководство, чтобы дали возможность попробовать. Понадобились совсем незначительные перемены, чтобы создать мир театра: поменяли одежду сцены, на заработанные от гастролей деньги оформили гардероб и костюмерную. Бывший актёр, художник Василий Пархоменко написал для стен зрительного зала портреты знаменитостей: Александра Пушкина, Петра Ершова, Николая Гоголя, Александра Островского, Антона Чехова и Константина Станиславского. В зале – необычная мобильная сцена. Без кулис, она овалом выдаётся в зрительный зал, что создаёт эффект участия зрителей в действии. Разноплановые тканевые декорации на заднике можно легко раздвигать, драпировать, кажется, что за ними - большое пространство, а там на самом деле два «кармана», позволяющие артистам легко, без лишних движений по сцене заканчивать либо начинать мизансцены.

-У всех артистов есть основная работа, но это ничуть не отражается на качестве их игры, - рассказывает Данил Султанов. - Актёры выкладываются полностью. Мы сейчас работаем на свой авторитет, чтобы ишимцы не просто знали, что есть театр, но и поверили, что он - ничуть не хуже, чем приезжий. На сцене надо собираться максимально. Это понимает каждый. Времени на раскачку, на учёбу, на какие-то свои амбиции нет. Жёстко всё: не играешь – до свидания. Ты думаешь вместе со всеми. Открывается словно второе дыхание. Коллектив сегодня – семья. Про каждого могу сказать много добрых хороших слов.

Султанов называет артистов, и они расцветают улыбкой благодарности в ответ. Из стажистов, которые цементируют каждый спектакль, - Константин Ларичев, Нина Малюк, Юрий Амрин. Удачно влилась в коллектив Галина Богданова. Опыта набралось уже и молодое племя: Яков Рыбаков, который, по мнению режиссёра, может играть все роли и никогда не будет на заднем плане, Роман Алхимов, на котором и свет, и звук, и роли, и оформление декораций, Коля Фролов окончил Омский колледж искусств, как режиссёр решил связать свою судьбу с театром профессионально, Мария Чупина, Юлия Маркеева, Александра Мешалкина и другие. Организацией спектаклей занималась специалист по театральной деятельности и по совместительству артистка Ольга Дрейт. Сейчас она ушла в декретный отпуск, и обязанности менеджера возложили на Юлию Маркееву.

В вопросе о театральной школе, которой придерживается, режиссёр Султанов вначале очень категоричен: «Станиславский гениально сказал, что на сцене происходит не просто словоговорение, а взаимодействие каких-то энергий. И театральная школа может быть только одна – Константина Станиславского. Хотя, - всё-таки потом соглашается со мной, - у каждого режиссёра – свой подход. Валентина Егорочкина, Игорь Букин, Михаил Стафеев, Михаил Волковец… Это были столпы режиссуры в городе, они держали театральные коллективы, ставили массовые сцены. Я же по стилю - минималист… На уровне анализа каждого характера мы добиваемся образа.

-Да, подход у режиссёров разный, - подтверждает артистка Нина Малюк. - Я начинала в театре у Михаила Стафеева в 1975-1978 годах. Конечно, другое время было, спектакли были другие. Схожи они с Султановым в том, что Стафеев тоже никогда не разводил сцены: иди туда, сделай то, покажи так… Давал право выбора. А у меня вся жизнь - на сцене. Хореограф, окончила Тобольское училище искусств и Тюменский институт культуры и искусств по специальности «режиссёр массовых представлений». В театре был перерыв. Но потом вернулась. В шутку просилась к Султанову, передразнивая Елену Воробей: «Ну возьми меня в театр». Интересно было за работой Данила Ильдаровича наблюдать. Он редко меня хвалит, но и не ругает, как-то бережно ко мне относится. И вдруг кураж… Без театральной сцены - уже не жизнь. Я такая счастливая, когда выхожу на сцену. В «Слуге двух господ» я не знала, куда идти. Режиссёр подвигал на прочтение характера Дарьи Семёновны, но ничего не показывал. А мне для большей уверенности очень хотелось, чтобы он показал, а я бы сделала. А сейчас получаю удовольствие от того, что делаю. Хотя и сейчас жду его оценок.

-Но зато потом сама поняла, где руки, а где ноги, - перебивает Нину Алексеевну Данил Илдарович. - И начинаешь думать. «Слугу» много лет играем, а я читаю, смотрю и понимаю: вот здесь уже другое прочтение, время другое…

У каждого из артистов Ишимского театра – тоже своя история прихода на сцену. Самый опытный и характерный артист - Константин Ларичев, пришел в театр в 1973 году ещё совсем молоденьким. Его среди рабочих механического завода высмотрел режиссёр Игорь Букин, пригласил на репетиции. На сцене железнодорожного клуба им. Ильича ставили тогда в основном комедии и водевили современных авторов. Играл Костя в спектаклях: «Заходи, надежда», «История с метранпажем», «Валентина-Валентина». Игорь Георгиевич ушёл в ГДК, и за ним из клуба – весь театр. Режиссёр уехал из Ишима. Это не смутило Ларичева, он согласился работать с Семёном Ефимовичем Клебановым. В 2007 году вернулся в труппу Султанова, пришёл в спектакль «Беда от нежного сердца» на возрастную роль. Занят сегодня почти во всех спектаклях. «Все роли дороги, на каждой выкладываюсь, - признаётся Константин. - К роли нельзя относиться: люблю - не люблю. И комедийная, и серьёзная требуют одинакового вдумчивого прочтения и раскрытия».

Юрий Амрин блеснул в небольшой роли в театре в 1984 году. Но семейные и другие заботы не позволили увлечению развиться. Когда стали репетировать «Геростата», не хватало героя-личности. Владимир Жиделев посоветовал прослушать Амрина. И вот, улыбается Юрий, он – «в одном куске пластилина. Спасибо режиссёру, он лепит…».

Из молодёжи, пожалуй, попристальней приглядимся к Якову Рыбакову и Андрею Мастерских. Якову чуть более двадцати. Окончил факультет математики ИГПИ им.П.П.Ершова, занимался бальными танцами, пластика очень пригождается при игре. С 2008 года в театре, по его уверению, нашёл здесь творческий коллектив и открывает самого себя с каждой новой ролью. Роли в большинстве - динамичные, «лопасти-топасти» во все стороны. Как и у Андрея Мастерских – студента 3 курса историко-филологического ИГПИ им. П.П.Ершова. Его Д.Султанов высмотрел на одном из школьных творческих конкурсов, пригласил прочитать оду и зачислил в труппу. Теперь Андрей занят почти во всех спектаклях.

Я не пропускаю ни одной премьеры ишимского театра. Напросилась на интервью, когда артисты должны были репетировать спектакль «Старое танго». Вот уж где проявился особый минимализм задумки режиссёра: спектакль на двух человек. С высоким смыслом постановка - о мечте. «У кого-то она сбывается, и человек получает от этого удовольствие, - объясняет Данил Султанов. - У кого-то всю жизнь остаётся мечтой, исканиями и желаниями. «Старое танго» пробовали поставить в 1995 году с Владимиром Ивановичем Петровым, но он заболел, и мы перестали репетировать. Перебирая бумаги, я нашёл эту пьесу, решил ставить. Она на душу ложится всем».

В Международный день театра, не изменяя многолетней традиции, артисты давали премьеру - «Женитьбу» Гоголя, затем артистическим кругом обсуждали планы на будущее. В частности, Данил Султанов предложил корифею труппы, опытнейшему артисту Владимиру Жиделеву набирать группу детей, подростков и заниматься с ними сценической деятельностью. Владимир Александрович, всегда первым подхватывающий идеи режиссёров, конечно, согласился. А ночью его не стало… Потому в этот день отменили репетицию, потому посчитали справедливым сказать слова признательности талантливому артисту, которого уважали, к мнению которого прислушивались. «Он не представлял себя без театра, - сказал Данил Султанов. - Его герой в постановке «Забыть Герострата» говорил: «Последние дни свой жизни хочется пожить для себя», а Владимир Александрович всегда жил для театра. Спектакль «Старое танго» теперь всегда посвящается памяти Владимира Жиделева.

Театральный сезон весной 2012 закрыли социальной драмой Флорида Булякова «Выходили бабки замуж» и… объявлением кастинга по набору актёров.

Новый сезон ознаменовался… ремонтом основного здания, в котором за счёт городского бюджета меняют систему отопления, и репетициями спектакля Николая Эрдмана «Самоубийца». В один из ноябрьских вечеров я пришла в ККЗ им.30-летия ВЛКСМ, где Д.Султанов проводил читку пьесы с листа.

-Для меня этот спектакль – знаковый, - объясняет возвращение репертуара Даниил Султанов. – Привлекаю его, когда в коллектив вливаются новые актёры и нужно этакое объединяющее действие. Эрдман актуален всегда, задействованы же будут почти все. Для стажистов вспомнить несложно, для дебютантов - возможность сразу проверить силы на сцене. Три года подряд мы занимаемся театром в таком рабочем режиме. Казалось бы, сбывается моя мечта о профессиональном театре, но это требует постоянной творческой волны: репетиция перед спектаклем, спектакль – и так по кругу… И в какой-то момент вдруг понимаешь, что творчество становится работой, важно не опуститься до рутины. А «Самоубийца» - ещё и знак качества: всех вдохновить и самому найти новое прочтение. В этом сезоне я ввожу в спектакли вместо себя других, новых, актёров. Должна быть взаимозаменяемость, и второе: пусть ишимский зритель имеет выбор не только репертуара, но и артиста, в нём занятого.

А разбор с листа оказывается увлекательным делом: чтение по ролям предполагаемыми исполнителями, введение их в образ через видение режиссёра, через коллективный анализ каждой сцены, реплики. Репетируют корифеи: Юрий Амрин, Нина Малюк, Галина Богданова, Надежда Караченцева, уже показавшая своё «я» на ишимской сцене молодёжь - Андрей Мастерских, Николай Фролов, Александр Изох, Наталья Денисова, влившиеся в результате кастинга Лена Павлова, Ирина Горячева, Аня Иванова, Виктория Фролова и другие.

-В разборе пьес есть свои принципы, - повторяет Данил артистам, - не просто выучить слова, а понять героя, почему именно так себя ведёт, почему эти эмоции проявляет. Ваша задача сегодня – анализ: чётко «прописать» роль внутри, проговорить. Иначе потом игры не получится. Открываем следующее действие…

Автор: Людмила МАРИКОВА