Медиакарта
23:35 | 19 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Не всё напрасно в этом мире

У всех есть профессиональные праздники. Один раз в году работники, скажем, сферы ЖКХ или сотрудники органов внутренних дел принимают поздравления и подарки, а затем устраиваются поудобней в бархатных креслах и… И начинается для них праздничная программа. Песенки и пляски, шутки-прибаутки. А если концерт хороший, так ещё и хор выступит.

Шесть лет назад указом Президента РФ учреждён праздник и для тех, кто выходит на сцену, кто готовит такие выходы. 25 марта отмечаем День работника культуры. Людей, живущих под покровительством муз, в нашем городе достаточно, и рассказать накануне праздника можно о многих. Но мы всё-таки решили встретиться с семейной четой Кузнецких.

В марте они отмечают не только День работника культуры, но и день рождения своего детища – академического муниципального хора «Полемика». 10 марта 1993 года Евгений и Юлия Кузнецкие провели первые репетиции этого славного коллектива. С тех пор прошло уже двадцать лет… Настоящая маленькая жизнь.

В этой жизни бывало всякое. И окружающая среда не всегда была благоприятна. Но они поют. А значит, не всё напрасно в этом мире.

Скорее всего, в гардеробе Евгения Кузнецкого есть спортивная одежда и экипировка для активного отдыха. Возможно, он любит посидеть у дымного костерка в стареньком ватнике, а по своей квартире расхаживает в растянутом тельнике… Но почему-то кажется, что и в самой затрапезной среде худрук «Полемики» голову держит так же гордо, как и во время самого торжественного концерта. Ведь это человек из почти вымершей сегодня породы «фрачников».

Спрашиваю жену, Юлию: «Насколько Евгений Лазаревич «домашнего образца» отличается от того, которого видят студенты и публика на концертах?»

Ю.К.: Мы работаем в одной профессии, и дома, и на работе говорим чаще об одном… И в будни, и в праздники основной темой жизни для нас является музыка и всё, что с ней связано. Так что я не умею отличать Кузнецкого домашнего от публичного.

– Есть мнение, что совместная работа «убивает» семейные отношения.

Ю.К.: Слышала такое. Но это не про нас. Ты, Женя, как думаешь?

Е.К.: Думаю, что в нашем случае всё наоборот. Искусство как раз и приучает к взаимодействию, к гармонии во всём, если угодно. За четверть века совместной жизни мы в этом убедились. – Встретились мы по поводу Дня работника культуры. Для вас это какой-то особенный день?

Е.К.: Пожалуй, нет. Как-то особенно эту дату я для себя не отмечаю. Хорошо, наверное, что работникам культуры «выделили» такой день. Проводим концерты, праздничые мероприятия, получаем награды… Но потом этот день проходит, и мы возвращаемся в обычную нашу жизнь. А действительность в сфере культуры не радует.

– Совсем не радует?

Е.К.: Чаще, чем радует…

Ю.К.: Радости мы сами себе устраиваем. Вот, с хором нашим прожили два десятка лет – радость. – В гармонии? Или в полемике?

Е.К.: Про название все спрашивают. Многим кажется, что оно не подходит для музыкального коллектива. Полемика от греческого – «воинственный», но я для себя определяю иначе. Имя коллективу мы выбирали в 1998-м, то есть на пятом году жизни. И все эти пять лет пришлось спорить, отстаивать, доказывать… Поэтому – «Полемика». Полемика как спор, в котором рождается истина. И музыка тоже ведь может рождаться из спора.

Ю.К.: И, согласитесь, само слово звучит очень музыкально, многоголосо и, мне кажется, красиво. – Слышал где-то, что культурный образ города определяет наличие либо отсутствие в нём театра, картинной галереи и академического хора…

Е.К.: С этим можно согласиться. Вообще, в городах с населением до ста тысяч человек серьёзный хор встретишь не часто. Для того, чтобы такой коллектив жил и развивался, необходима инфраструктура. Нужны образовательные учреждения, где бы воспитывались будущие хористы, нужны репетиционные площади, нужны достойные академического пения залы для выступлений.

– Какова, на ваш взгляд, миссия (не убоимся этого слова, ибо говорим о классике) академического хорового коллектива в небольшом провинциальном городе? Есть ли она вообще, эта миссия, или вы просто делаете то, что должны делать?

Е.К.: На сегодняшний день мы просто делаем то, что должны делать… К сожалению.

Ю.К.: Когда мы работаем, то не задумываемся о том – высокая это миссия или просто любимое дело. А если попробовать взглянуть со стороны, то, я думаю, есть в этом нечто большее, чем просто пение в хоре. Есть определённые просветительские мотивы, есть объединение людей, есть организация определённого культурного пространства.

Е.К.: Разные периоды были в нашей 20-летней жизни… Был один, который я для себя определяю как «золотой». Тогда мы всерьёз и много занимались воспитанием. Главное предназначение серьёзного искусства – воспитание… И мы эту миссию по мере сил выполняли.

В Архиерейском доме хор давал концерты для детей и подростков. Всё было организовано достаточно грамотно и стройно… Потом нам сказали – «этого не нужно».

– А вернуть эту примету «золотого века» не пробовали?

Е.К.: Пробовали. И сейчас пробуем. Мы с Юлией разработали несколько проектов, которые можно считать образовательными. Школьники могли бы стать участниками программы «Пушкин и музыка». Готовы программы для студентов и детей, которые занимаются в специализированных школах искусств.

Ю.К.: С нашей стороны всё готово. Нужны только определённые организацион­ные усилия чиновников, чтобы всё это заработало на практике.

Е.К.: Пока никто этим не занимается. С января по март – никаких подвижек.

– Когда мы говорили об инфраструктуре, то вспомнили про достойные залы. В Тобольске есть помещения, выдерживающие высокие требования академического хорового вокала?

Е.К.: Очень хорошо хор звучит в костёле. Но там нужно выдерживать репертуарные требования – только духовное пение… Впрочем, на сегодняшний день в этом храме отключено отопление.

Ю.К.: Есть Дворец наместника. Есть Архиерейский дом, в котором продолжаются реставрационные работы. Это очень хорошие залы – с акустикой и, что очень важно, со своей историей.

Е.К.: Должен сказать, что и в этом отношении Тобольск – благодатное место. Скажу и о Софийском соборе – были предложения от Епархии о совместных выступлениях «Полемики» с хором Духовной семинарии в Софии и мы рады сотрудничать. Было бы замечательно давать великопостные концерты. Но вот, к сожалению, никак планы скорректировать пока не можем.

– О планах. В биографии «Полемики» есть успешные выступления на фестивалях, в том числе и международных. Слышал о том, что в прошлом году вы собирались в Словакию…

Е.К.: Поездка сорвалась, но организаторы заверили в том, что охотно примут хор в следующем году. Вот он, следующий, наступил, и 25–28 апреля в Братиславе «Полемика» примет участие в Международном конкурсе хоров «Словакия Кантат».

Ю.К.: Мы будем участ­вовать в двух категориях – «Смешанные хоры» и «Православная духовная музыка». Исполним «Концерт для хора № 4» Дмитрия Бортнянского, древнерусский духовный стих «Воззвала душа» Дмит­рия Калистратова, «Тебе, необоримую стену» Павла Чеснокова, «Отче наш» Николая Кедрова, «Посмотри, какая мгла» Сергея Танеева, «Аллилуйя» Ромуальда Твардовского, «Пересуды» Анатолия Нименского, «Пойду ль я, выйд­у ль я» в обработке Михаила Гоголина.

– Удачного вам выступления в Словакии. Ну и у нас в Тобольске пусть ваши замыслы воплощаются «на все сто». С днём рождения «Полемики»… И с Днём работника культуры.

Дмитрий КАРАСИЕР
Юрий ПОПОВ и Анна ЩЕРБИНИНА (фото
)