У всех есть профессиональные праздники. Один раз в году работники, скажем, сферы ЖКХ или сотрудники органов внутренних дел принимают поздравления и подарки, а затем устраиваются поудобней в бархатных креслах и… И начинается для них праздничная программа. Песенки и пляски, шутки-прибаутки. А если концерт хороший, так ещё и хор выступит.
Шесть лет назад указом Президента РФ учреждён праздник и для тех, кто выходит на сцену, кто готовит такие выходы. 25 марта отмечаем День работника культуры.
Людей, живущих под покровительством муз, в нашем городе достаточно, и рассказать накануне праздника можно о многих. Но мы всё-таки решили встретиться с семейной четой Кузнецких.
В марте они отмечают не только День работника культуры, но и день рождения своего детища – академического муниципального хора «Полемика». 10 марта 1993 года Евгений и Юлия Кузнецкие провели первые репетиции этого славного коллектива. С тех пор прошло уже двадцать лет… Настоящая маленькая жизнь.
В этой жизни бывало всякое. И окружающая среда не всегда была благоприятна. Но они поют.
А значит, не всё напрасно в этом мире.
Скорее всего, в гардеробе Евгения Кузнецкого есть спортивная одежда и экипировка для активного отдыха. Возможно, он любит посидеть у дымного костерка в стареньком ватнике, а по своей квартире расхаживает в растянутом тельнике… Но почему-то кажется, что и в самой затрапезной среде худрук «Полемики» голову держит так же гордо, как и во время самого торжественного концерта. Ведь это человек из почти вымершей сегодня породы «фрачников».
Спрашиваю жену, Юлию: «Насколько Евгений Лазаревич «домашнего образца» отличается от того, которого видят студенты и публика на концертах?»
Ю.К.: Мы работаем в одной профессии, и дома, и на работе говорим чаще об одном… И в будни, и в праздники основной темой жизни для нас является музыка и всё, что с ней связано. Так что я не умею отличать Кузнецкого домашнего от публичного.
– Есть мнение, что совместная работа «убивает» семейные отношения.
Ю.К.: Слышала такое. Но это не про нас. Ты, Женя, как думаешь?
Е.К.: Думаю, что в нашем случае всё наоборот. Искусство как раз и приучает к взаимодействию, к гармонии во всём, если угодно. За четверть века совместной жизни мы в этом убедились.
– Встретились мы по поводу Дня работника культуры. Для вас это какой-то особенный день?
Е.К.: Пожалуй, нет. Как-то особенно эту дату я для себя не отмечаю. Хорошо, наверное, что работникам культуры «выделили» такой день. Проводим концерты, праздничые мероприятия, получаем награды… Но потом этот день проходит, и мы возвращаемся в обычную нашу жизнь. А действительность в сфере культуры не радует.
– Совсем не радует?
Е.К.: Чаще, чем радует…
Ю.К.: Радости мы сами себе устраиваем. Вот, с хором нашим прожили два десятка лет – радость.
– В гармонии? Или в полемике?
Е.К.: Про название все спрашивают. Многим кажется, что оно не подходит для музыкального коллектива. Полемика от греческого – «воинственный», но я для себя определяю иначе. Имя коллективу мы выбирали в 1998-м, то есть на пятом году жизни. И все эти пять лет пришлось спорить, отстаивать, доказывать… Поэтому – «Полемика». Полемика как спор, в котором рождается истина. И музыка тоже ведь может рождаться из спора.
Ю.К.: И, согласитесь, само слово звучит очень музыкально, многоголосо и, мне кажется, красиво.
– Слышал где-то, что культурный образ города определяет наличие либо отсутствие в нём театра, картинной галереи и академического хора…
Е.К.: С этим можно согласиться. Вообще, в городах с населением до ста тысяч человек серьёзный хор встретишь не часто. Для того, чтобы такой коллектив жил и развивался, необходима инфраструктура. Нужны образовательные учреждения, где бы воспитывались будущие хористы, нужны репетиционные площади, нужны достойные академического пения залы для выступлений.
– Какова, на ваш взгляд, миссия (не убоимся этого слова, ибо говорим о классике) академического хорового коллектива в небольшом провинциальном городе? Есть ли она вообще, эта миссия, или вы просто делаете то, что должны делать?
Е.К.: На сегодняшний день мы просто делаем то, что должны делать… К сожалению.
Ю.К.: Когда мы работаем, то не задумываемся о том – высокая это миссия или просто любимое дело. А если попробовать взглянуть со стороны, то, я думаю, есть в этом нечто большее, чем просто пение в хоре. Есть определённые просветительские мотивы, есть объединение людей, есть организация определённого культурного пространства.
Е.К.: Разные периоды были в нашей 20-летней жизни… Был один, который я для себя определяю как «золотой». Тогда мы всерьёз и много занимались воспитанием. Главное предназначение серьёзного искусства – воспитание… И мы эту миссию по мере сил выполняли.
В Архиерейском доме хор давал концерты для детей и подростков. Всё было организовано достаточно грамотно и стройно… Потом нам сказали – «этого не нужно».
– А вернуть эту примету «золотого века» не пробовали?
Е.К.: Пробовали. И сейчас пробуем. Мы с Юлией разработали несколько проектов, которые можно считать образовательными. Школьники могли бы стать участниками программы «Пушкин и музыка». Готовы программы для студентов и детей, которые занимаются в специализированных школах искусств.
Ю.К.: С нашей стороны всё готово. Нужны только определённые организационные усилия чиновников, чтобы всё это заработало на практике.
Е.К.: Пока никто этим не занимается. С января по март – никаких подвижек.
– Когда мы говорили об инфраструктуре, то вспомнили про достойные залы. В Тобольске есть помещения, выдерживающие высокие требования академического хорового вокала?
Е.К.: Очень хорошо хор звучит в костёле. Но там нужно выдерживать репертуарные требования – только духовное пение… Впрочем, на сегодняшний день в этом храме отключено отопление.
Ю.К.: Есть Дворец наместника. Есть Архиерейский дом, в котором продолжаются реставрационные работы. Это очень хорошие залы – с акустикой и, что очень важно, со своей историей.
Е.К.: Должен сказать, что и в этом отношении Тобольск – благодатное место. Скажу и о Софийском соборе – были предложения от Епархии о совместных выступлениях «Полемики» с хором Духовной семинарии в Софии и мы рады сотрудничать. Было бы замечательно давать великопостные концерты. Но вот, к сожалению, никак планы скорректировать пока не можем.
– О планах. В биографии «Полемики» есть успешные выступления на фестивалях, в том числе и международных. Слышал о том, что в прошлом году вы собирались в Словакию…
Е.К.: Поездка сорвалась, но организаторы заверили в том, что охотно примут хор в следующем году. Вот он, следующий, наступил, и 25–28 апреля в Братиславе «Полемика» примет участие в Международном конкурсе хоров «Словакия Кантат».
Ю.К.: Мы будем участвовать в двух категориях – «Смешанные хоры» и «Православная духовная музыка». Исполним «Концерт для хора № 4» Дмитрия Бортнянского, древнерусский духовный стих «Воззвала душа» Дмитрия Калистратова, «Тебе, необоримую стену» Павла Чеснокова, «Отче наш» Николая Кедрова, «Посмотри, какая мгла» Сергея Танеева, «Аллилуйя» Ромуальда Твардовского, «Пересуды» Анатолия Нименского, «Пойду ль я, выйду ль я» в обработке Михаила Гоголина.
– Удачного вам выступления в Словакии. Ну и у нас в Тобольске пусть ваши замыслы воплощаются «на все сто». С днём рождения «Полемики»… И с Днём работника культуры.
Дмитрий КАРАСИЕР
Юрий ПОПОВ и
Анна ЩЕРБИНИНА (фото)