Медиакарта
0:21 | 21 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Дума в штатном режиме

Наша газета продолжает знакомить своих читателей с деятельностью Тобольской городской Думы. Сегодня гостем редакции стал её председатель Николай Зольников, с которым мы обсудили вопросы организации работы думского корпуса, его взаимодействия с другими органами местного самоуправления, перспективы.

– Николай Петрович, Вы работаете третий созыв в городской Думе. Вам есть что сравнивать. Какие, на Ваш взгляд, имеются отличия в деятельности всех этих созывов?

– Отличия имеются как по качественному составу, структуре, так и по продуктивности работы. Депутатский корпус пятого созыва более зрел в возрастном отношении, лучше подготовлен в профессиональном плане и в доминирующей части – однороден по политической принадлежности. Более шестидесяти процентов депутатов являются руководителями предприятий, предпринимателями, восемьдесят процентов – в возрасте старше 45 лет, восемьдесят восемь процентов имеют высшее образование и являются членами партии «Единая Россия». В своей работе Дума текущего созыва опирается на накопленный опыт предшественников, сохраняя преемственность. В её составе только десять депутатов – новички, остальные избраны во второй либо третий раз. Только два депутата работают на постоянной основе (в прошлом созыве – трое), все остальные – на общественных началах. В структуре нашей Думы – пять постоянных депутатских комиссий вместо семи, как это было у предшественников.

Данный состав Думы весьма продуктивен. За период после избрания, а это чуть более двух лет, рассмотрено 459 вопросов, принято 87 нормативно-правовых актов. В соответствие с законодательством РФ приведены Устав города, правила землепользования и застройки, генеральный план города и ряд других документов.

Одной из особенностей деятельности нашего думского корпуса является возросшая способность добиваться практически поставленных депутатами целей.

Этим составом, я думаю, больше удалось продвинуться в реализации наказов избирателей по благо­устройству городских территорий. Бюджетная обеспеченность наказов избирателей, их фактическое исполнение – эти вопросы с регулярной последовательностью рассматриваются депутатскими комиссиями и самой Думой. В 2012 году в избирательных округах построены 25 детских игровых площадок, реконструированы многие внутримикрорайонные проезды, придомовые территории многоквартирных домов. В настоящее время формируется программа исполнения наказов избирателей в 2013 г.

– И всё-таки, местное само­управление существует в реальности, или оно формально?

– Ну, конечно же, в реальности в соответствии с Конституцией, российским законодательством и Уставом города у нас довольно эффективно действуют органы местного самоуправления: это представительный – городская Дума, исполнительно-распорядительный – администрация Тобольска и контро­лирующий – контрольно-счётная палата.

Представительным органом в рамках компетенции создана нормативно-правовая база, обеспечиваются контрольные функции по формированию и исполнению местного бюджета, выполнению муниципальных целевых программ.

Администрацией города обеспечивается устойчивое функционирование всех отраслей городского хозяйства, во взаимодействии с правительством Тюменской области осуществляется реализация национальных проектов, 14 муниципальных целевых программ в различных сферах жизнедеятельности города.

Не дремлет контрольно-счётная палата. Ежегодно ею проводится до 20 – 25 проверок использования бюджетных средств и муниципального имущества, итоги которых рассматриваются на постоянных депутатских комиссиях и заседаниях Думы.

В целом круг полномочий и ответственности органов местного самоуправления города определён 42 вопросами местного значения, 38 – компетенция городской Думы, 124 ­– администрации города, 10 – контрольно-счётной палаты.

Наряду со структурами местного самоуправления в городе действует более 100 общественных организаций по интересам, партийной принадлежности и территориальному признаку. Создан общественный совет города, молодёжный парламент – как координационные центры содействия структурам местного самоуправления. Всё большее влияние на жизнедеятельность микрорайонов оказывают созданные по инициативе граждан структуры территориального общественного самоуправления (ТОСы). Реанимирована работа первичных организаций и местного отделения ДОСААФ.

И наконец, своеобразной площадкой и трибуной для развития практики самоуправления являются публичные слушания по различным вопросам, которых в течение года проводится до полутора десятков. – Какие главные особенности в работе депутата местного самоуправления можете отметить? И с точки зрения собственного опыта, скажите, каким должен быть тобольский депутат?

– Депутатская «ноша» вообще масштабна и специфична, а потому накладывает определённые требования к носителю этого высокого звания. Народный избранник представительного органа власти должен владеть вопросами законодательства, экономики, бухгалтерии, социологии, психологии. Причём не абстрактно, а в деталях и прикладном применении к документам, объектам, сферам деятельности города. Ему необходимы высокая работоспособность, умение включаться в разные сферы жизне­деятельности, способность практически организовать и добиваться результата в интересах горожан.

Как правило, депутаты местного самоуправления живут и работают в том же городе, находятся в тех же социально-экономических условиях. Их жизнь и поступки – на виду у избирателей. А потому депутат, кроме перечисленных требований, должен хорошо знать особенности своего округа, проблемы его жителей, обладать повышенными требованиями к себе, являя собой образец жизнепроживания, и быть готовым всегда прийти на помощь нуждающимся людям. И это здорово, что у нас есть депутаты, которые проживают на территориях своих избирательных округов и ежедневно, изо дня в день, находятся в тесном контакте с избирателями, – это Александр Антоненко и Александр Киреев.

Кроме того, тобольских депутатов, на мой взгляд, должна отличать принадлежность к нашему славному городу: повышенная культура, толерантность, ответственность за судьбу муниципального образования и его жителей.

– Какие принципиально важные проблемы тобольских избирателей предстоит решать депутатам в 2013 году?

– Я хотел бы отметить, что организация деятельности органов местного самоуправления базируется не только на самостоятельной деятельности каждого из них, но и на взаимодействии между ними. Причём качество деятельности муниципалитета по управлению социально-экономическим развитием территорий во многом зависит именно от эффективности взаимодействия представительного и исполнительного органов местного самоуправления. А также и от степени их сотрудничества с органами государственного управления Тюменской области.

Для этих ветвей власти, как и для любого горожанина, в первую очередь важно, насколько объёмно наполнен бюджет территории. Из этого «кошелька» ведётся покрытие городских расходов, поддержание и развитие жизнедеятельности всех сфер города и качества жизни тоболяков.

Поэтому на первом плане перед депутатами стоит задача содействовать обеспечению инвестиционности и инновационности городской финансово-экономической политики в соответствии с Посланием губернатора Тюменской области Владимира Якушева. И важнейший блок вопросов – контроль эффективности расходования средств на муниципальную поддержку инвестиционной деятельности в области создания производств полипропилена, контроль запуска объектов и наращивания выпуска продукции. Это ближайший и наиболее значимый источник пополнения выпадающих доходов областного и местного бюджетов.

Вторым по значимости блоком, на котором Дума и администрация города должны сосредоточить свои усилия, – это создание условий и ускорение приближения строительства будущих объектов ООО «ЗапСибНефтехим». По оценке специалистов предполагаемая конфигурация данного инвести­ционного проекта в четыре раза масштабнее сегодняшнего проекта по созданию производства полипропилена на 500 тыс. тонн продукции в год и может попасть в десятку крупнейших в мире. Это, естественно, будет обеспечивать самодостаточность доходной базы города и области по разным видам источников её пополнения.

Третий блок, где депутаты должны поработать и город должен продвинуться максимально вперёд в течение года, – создание особой экономической зоны промышленно-производственного типа. Совместно с органами государственного управления Тюменской области, Тобольского района, администрацией города предстоит расширить границы землепользования и внести изменения в генеральный план городского округа, наметить путь инженерного, транспортного социального инфраструктурного обустройства площадок будущих производств, привлечения инвесторов.

На втором плане по важности из задач для депутатов – конт­роль реализации областной программы восстановления исторических памятников и создания туристической отрасли. Она более пяти лет является главным и, что важно, бюджетным «локомотивом» динамичного развития всех отраслей жизнедеятельности Тобольска. Мы планируем совместно с администрацией города рассматривать ход реконструкции исторических и сопутствующих им объектов, в том числе с выездом на строительные площадки.

Третьей по приоритетности считаю задачу создания условий для роста объёмов строительства жилья. Перешагнуть планку в 40–50 тыс. кв. м жилья в год назрела острая необходимость. Не пол­ностью ещё решена программа сноса ветхого и аварийного жилья (для её завершения необходимо свыше 130 – 140 тыс. кв. м жилой площади), растёт очерёдность на субсидирование и строительство жилья для молодых семей, работников бюджетной сферы. Много ещё проб­лем с получением жилья остаётся у детей-сирот. Ближайший здесь резерв – задействование потенциала такого инвестора-застройщика как «Сибур-Холдинг». Депутатский корпус совместно с городской администрацией ищет пути, как этот потенциал реализовать. В сфере обоюдного внимания также находится ситуация с инженерным обеспечением стройплощадок под жильё.

Четвёртое, что депутаты всегда держат на контроле, – это процессы обеспечения устойчивой работы, развития инженерной инфраструктуры, благоустройства, городского хозяйства и выполнения наказов избирателей. Так, реконструкция Соколовского водозабора, ремонт линейных сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, ресурсопитающих станций, завершение газификации городских территорий – это ключевые темы заседаний постоянных депутатских комиссий по градостроительству и землепользованию, жизнеобеспечению и городскому хозяйству представительного органа власти.

И пятое – это контроль за мероприятиями по реализации городского бюджета в утверждённых Думой параметрах. Среди функций депутатов она относится к разряду оперативных. В обеспечении нужных городу показателей жизнедеятельности требуется постоянность, регулярность рассмотрения и корректировка.

– Какие документы для повышения эффективности нормативно-правовой базы муниципального образования депутаты планируют подготовить?

– Городская база нормативно-правовых документов, принятая Тобольской Думой и действующая на сегодняшний день, составляет 80 – 90 документов. Они касаются всех сфер деятельности города. Значительная часть из них принята думами предыдущих созывов. Чтобы эта база была жизненной и эффективной для регламентирования протекающих процессов самоуправления ведётся её приведение на соответствие российскому законодательству. Данная функция представительного органа также относится к разряду оперативных и текущих. Поэтому корректировка думских решений ведётся в постоянном режиме.

Кроме того, в настоящее время совместно с администрацией города ведётся углублённый анализ этой базы на соответствие содержательности и достаточности для выполнения тех вопросов местного значения (48), предписанный ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и компетенций Думы (38), о которых я упоминал раньше. Результатом этой работы должна стать разработанная в перспективе программа дальнейшего совершенствования, повышения эффективности действия нормативных правовых актов городской Думы.

План нормотворческих работ на 2013 год был принят на ноябрьском заседании городской Думы. В соответствии с ним предстоит внести изменения в программу социально-экономического развития города до 2020 года, разработать и принять на ближайшую перспективу две муниципальные программы: по патриотическому воспитанию граждан, по противодействию коррупции.

– Состав Думы пятого созыва, по мнению населения города, отмечен вхождением в ряды депутатского корпуса представителей оппозиции. На Ваш взгляд, характер думской работы в связи с этим фактором получил качественные изменения? Есть ли в целом взаимопонимание у депутатов в вопросах защиты интересов тоболяков?

– Безусловно, состав и качество элементов любой структуры влияет на характеристики самой структуры. В составе городской Думы пятого созыва работают 25 депутатов с различным мировоззрением, опытом деятельности в представительном органе власти, профессиональной подготовкой. И вполне понятно, что на существующие и возникающие городские проблемы и пути их разрешения депутаты зачастую проявляют неодинаковые подходы. Это совершенно нормальная практика. Важно путём цивилизованных дискуссий найти разумное решение. И это нам удаётся. Все мы представляем интересы жителей нашего города.

Что касается представителей оппозиции, то они так же, как и все другие депутаты, представляют интересы избравшего их населения и многое сделали для улучшения жизни на территориях своих избирательных округов. Их позиция добавила городской Думе активности, полярности и детальности в рассмотрении вопросов. Вместе с тем в нашей коллегиальной работе мы должны уметь слышать друг друга, быть достаточно корректными во взаимоотношениях со всеми и безукоризненно соблюдать нами же принятые элементы депутатской этики, регламентные процедуры проведения заседаний, высказывания, голосования. Соблюдение данных правил только повысит наш депутатский потенциал и городской Думы в целом. А взаимопонимание в среде депутатов по вопросам защиты интересов избирателей, конечно же, есть. Об этом подробно мной было сказано выше.

Беседовал Юрий ШУЛИНИН