Сто пять лет назад, в 1908 году, в деревне Турушёва была открыта министерская школа. В деревянном здании располагались большой кабинет (класс), кухня и жилая комната для учительницы.
Правда, крестьяне, привыкшие жить по старинным укладам, неохотно отдавали своих детей для обучения грамоте, и школу в начале двадцатого века посещали немногие.
После революции с весны 1920 года в Тобольской губернии начал претворяться в жизнь государственный декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», согласно которому все граждане от 8 до 50 лет в обязательном порядке привлекались к обучению.
1921 год выдался неурожайный, голодный. Не до грамоты было – выжить бы. И это тяжело отразилось на неокрепшей сети школ, ликбезов. Несмотря на трудности учителя продолжали бороться с неграмотностью. Ходили из дома в дом и доказывали односельчанам, что светлое будущее – только у грамотных людей. В результате агитации, целенаправленной политики новой власти в 20-30-е годы прошлого века в деревенской школе была организована учёба с 1 по 4 классы.
Учителя думали не только о том, как провести уроки, но и чем накормить учеников. На земельном участке преподаватели вместе с учащимися выращивали картофель, морковь, капусту. Рядом со школой находились амбар, стая, где держали корову, лошадь. За животными ухаживал сторож-истопник.
В райцентре живёт К.А.Манакова, ей 92 года. Каздоя Андреевна не только на себе испытала те нелёгкие годы обучения, но и сама более четверти века трудилась в родной деревне учителем начальных классов.
Это сейчас в д.Турушёва живут в основном люди пенсионного возраста. А в 1940 году, когда после второго курса Тюменского педагогического училища К.А.Манакова пришла работать в сельскую школу, в её втором классе за партами сидели 36 детей. Всего с первого по четвёртый класс в турушёвской начальной школе в годы войны и после неё училось более чем по сто ребятишек.
В 1941 году Каздое Андреевне было всего 20 лет. Нелегко приходилось сельским учителям во время Великой Отечественной войны. На плечи молодой девушки, её коллег легла забота о мальчишках и девчонках. Ведь их матери, не считаясь со временем, трудом приближали победу, а на отцов, ушедших воевать, нередко приходили «похоронки».
В холодных классах на полях газет, старых журналов дети писали чернилами из сажи и свёклы письма на фронт, ждали с нетерпением ответа. Школа была тем местом, где наравне с грамотой деревенские ребята получали уроки доброты, заботы, учились бескорыстной дружбе.
Районные власти уделяли образованию большое внимание. На заседаниях исполкома Исетского райсовета депутатов трудящихся и бюро РК ВКП (б) в 1942 году ставился вопрос о работе школ района. В решениях было записано: «Обеспечить школы необходимыми продуктами питания для организации горячих завтраков... Выделять систематически одежду и обувь для снабжения школьников…».
Заботилась власть не только о питании. Основным вопросом, который находился на контроле, было образование детей: «Обязать исполкомы сельсоветов и РОНО обеспечить к началу 1942-1943 учебного года полный охват всех детей школьного возраста, обратив особое внимание на детей фронтовиков и эвакуированных из прифронтовой полосы, не допуская таких случаев, чтобы дети школьного возраста с осени и в течение учебного года оставались вне школы».
– Я в первый класс пошёл после окончания войны, в 1946 году. Здание школы казалось очень большим: две классные комнаты, просторный коридор, кухня, учительская, – рассказывает Л.И.Манаков, житель деревни Турушёва. – Ребятишек в деревне было много, учились мы в две смены. Хорошо помню своих любимых учителей: Миропью Семёновну Вырыпаеву, Каздою Андреевну Манакову, Анну Стафеевну Погудину. Бывало, что не слушались, шалили, не всегда вовремя учили уроки. За это нас оставляли на дополнительные занятия. А мы и не понимали, что у наших учителей есть свои домашние дела. При школе жила уборщица Оксинья Васильевна. Она топила дровами печи, мыла полы в классах и часто угощала нас чаем. Хоть трудным было детство моего поколения, но воспоминания о тех школьных временах, об учителях – самые тёплые.
Здание этой школы, построенной более ста лет назад, и сейчас в отличном состоянии – стоит на высоком берегу реки Исеть. Нынче это жилой дом, частная собственность. Но своё предназначение турушёвская начальная школа выполнила.